«Правильно составленный бюджет не ограничивает, а только открывает возможности». Почему лучше планировать траты на неделю, а не на месяц, и вести отсчет с пятницы, а не с понедельника.
Вести семейный бюджет так, чтобы хватало и на качественные продукты и одежду, и на отпуск семьей, да еще и часть средств отправлялась на счет в банке — задача не из простых. Все решают ее по своему, с учетом предпочтений и планов на будущее. Своим опытом распределения денег внутри семьи с VC.RU поделился digital-директор Nike Илья Петров. Для себя он выделил три основных правила распределения бюджета:
- Записывать траты надо несколько месяцев — после этого можно переходить к планированию.
- Планируйте финансы в трех перспективах: месяц, год и жизнь.
- Разбивайте бюджет по неделям: это ближе к естественным циклам.
- Нас в семье двое: я и моя девушка, и еще шпиц Барни. Я вкладываю в бюджет семьи 100% дохода — в разные моменты это составляет от 60% до 90% от общей суммы семейного бюджета.
Мой принцип — «одна корзина»: семейные деньги сливаются в общий финансовый поток, потом распределяются и тратятся. Для этого нужен общий счет, к которому могут быть выпущены равноправные по возможностям карты.
Илья признается, что сложнее всего планировать нерегулярные средние покупки, такие как одежда и обувь. Поэтому он просто вывел их в категорию «Другое» с определенным бюджетом и правилом закладывать на 10% больше в любых прогнозах. Еще очень много денег уходит на еду, — признается эксперт.
Вообще, я много раз давал себе обещания вести учет трат, при этом всегда сдерживал. А после изменений в финансовой сфере — роста дохода, съезда с девушкой — корректировал записи. Фиксировать траты достаточно пару месяцев — после этого уже ясны все перекосы, и можно контролировать баланс раз в одну-две недели.
Сейчас мне хватает пяти основных категорий трат и двух категорий накоплений.
Траты:
- Базовые потребности — небольшие повседневные покупки — еда, продукты, кафе, товары для дома, мелочи.
- Квартира — арендная плата, электричество, интернет.
- Подписки — маленькие регулярные траты, например, iTunes.
- Абонементы — большие регулярные траты, например, спортзал или психотерапевт.
- Другое — средние и большие покупки.
Накопления:
- Путешествия.
- Долгосрочные накопления.
Основной финансовый план я веду в Google Docs. Он привязан к двухнедельным циклам — точкам прихода денег: аванса и зарплаты. В периоды подробного отслеживания пользуемся CoinKeeper. Он под общим аккаунтом на всех устройствах, чтобы автоматически синхронизировать данные.
Кроме того, разные типы трат разведены по разным счетам:
1. Cемейный карточный счет с доступом для всех, куда каждую неделю падает сумма на базовые траты.
2. Рублевый «Мой Cейф» для операционных остатков. Деньги приходят два раза в месяц, а траты планируются по неделям. Чтобы было удобнее, я перевожу все поступления на «Мой Сейф», затем раскладываю оттуда по накопительным счетам, а из остатка в начале каждой недели перечисляю бюджет на неделю на текущий счет.
3. «Мой Сейф» в евро и долларах для накоплений на путешествия. На время поездок этот бюджет перевожу на текущие счета в той же валюте, также к ним перепривязываются основные карты.
4. Накопительный счет для долгосрочных накоплений.
Илья откладывает деньги на путешествия и долгосрочные накопления. Под путешествия есть отдельный счет — тратить деньги можно только с него, никаких поездок в кредит самому себе. Для долгосрочных накоплений откладывается 10% со всех приходящих сумм. Сумма, не потраченная в течение месяца, переходит в путешествия и долгосрочные накопления в пропорции примерно 2:1.
Чтобы научиться распоряжаться деньгами, я одно время читал все, что попадало под руку. Статьи, блоги, книги вроде «Богатый папа, бедный папа». Сейчас собрал в голове свою модель, которой руководствуюсь. Все ее части откуда-то, но откуда точно — сказать не смогу.
- Планировать финансы важно, причем в трех перспективах — месяц, год и жизнь. Важно откладывать и тратить только те деньги, которые у тебя есть. Я никого не учу распоряжаться собственными деньгами, но даю советы и привлекаю к планированию.
Людям нужно научиться разговаривать о деньгах открыто. Иногда тяжело признаться себе в том, что желаемое нельзя позволить. Сказать об этом кому-то еще — в разы сложнее. Тем не менее, бюджет важен: он отражает ваш желаемый образ жизни, планы и вероятность их воплощения.
Превратите разговор о деньгах в разговор про мечты о будущем, а бюджетирование — в процесс: на самом начальном этапе следите за всеми расходами, чтобы понять структуру своих трат. После этого можно перейти к планированию на недельной или месячной основе.
При этом, уверен Илья Петров, нужно обязательно держать в голове долгосрочные планы. Нужно примерно представлять, сколько будет заработано в ближайшие 10 лет и до момента выхода на пенсию. Сколько накопите за это время? На что будете тратить? Обсуждайте бюджет и его исполнение общими мазками в начале каждой недели, чтобы у каждого члена семьи было чувство контроля над ситуацией и не было переживаний по поводу того, сколько он может тратить.
Для меня главным стало понимание, что правильно составленный бюджет не ограничивает, а только открывает возможности. Если вы чувствуете, что перед каждой зарплатой приходится считать копейки или раз за разом уходите в минус — скорее всего, вы просто не были достаточно честны с собой при планировании.
И совсем маленький лайфак: планирование по неделям лучше, чем планирование по месяцам. Это ближе к естественным циклам, по которым мы живем.
При расчете бюджета недели удобно считать с пятницы по четверг. В пятницу и выходные можно потратить чуть больше, а в среду-четверг, если вышли из плана, немного растянуть остаток. Если планировать с понедельника по воскресенье — уикенд всегда будет слабым местом, и вместо отдыха и веселья придется следить за балансом.