Главные события, произошедшие в стройсфере уральского мегаполиса за две недели: громкие заявления девелоперов, новые тренды, значимые решения, которые повлияют на будущее города, — на DK.RU.
DK.RU совместно с одним из ключевых игроков в стройсфере Уральского региона НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс» представляет дайджест рынка недвижимости Екатеринбурга. Это главные события, произошедшие в стройсфере уральского мегаполиса за две недели: громкие заявления девелоперов и чиновников, значимые решения, которые повлияют на будущее города, банкротства и актуальные тренды. Все важное — по одной ссылке.
Прокуратура: «Нехватка мест в школах — не повод останавливать застройку новых районов»
Свердловская прокуратура уведомила городские власти, что дефицит мест в школах и детских садах не является основанием для отказа утверждения градостроительных проектов застройщиков города. В ведомстве рассказали: в ряде случаев администрация города требует у девелопера предоставить расчет существующей и перспективной потребности района в школах и детсадах. При этом вся информация есть в департаменте образования. В прокуратуре считают, что застройщик не должен предоставлять данную информацию Главархитектуре и тем более не должен изменять проект, если окажется, что социальная инфраструктура района недостаточно развита. То, что мэрия требует от девелоперов подобные расчеты, по мнению прокуратуры, говорит «об отсутствии регламента межведомственного взаимодействия внутри администрации, что приводит к нарушению прав предпринимателей».
Тренд: квартиры будут продавать, как авто — в базовой комплектации, и дополнять опциями
На рынке жилой недвижимости Екатеринбурга новый тренд: застройщик предусматривает максимальное разнообразие предложения в каждом отдельно взятом жилом комплексе. Речь идет не только о квартирах с разным числом комнат, пояснил коммерческий директор компании «Атомстройкомплекс» Данил Кузнецов, но и разных функциональных особенностях. Например, квартирах с террасами, антресолями, разной комплектации — от отделки под чистовую до установки мебели и бытовой техники застройщиком. Делается это, чтобы привлечь дополнительную аудиторию.
Сегодня покупатель прекрасно знает, что он хочет, и ищет на рынке квартиру, максимально соответствующую его запросам. Наша задача — сделать так, чтобы оптимальный для себя продукт он точно мог найти у нас. Сейчас мы стараемся разнообразить линейку предложений в каждом жилом комплексе. В будущем у покупателя появится возможность выбрать необходимые ему опции на этапе строительства дома, тем самым корректируя не только наполнение квартиры, но и ее стоимость, — рассказал г-н Кузнецов.
Напомним, «Атомстройкомплекс» стал первым застройщиком Екатеринбурга, который возвел чистовую отделку новостроек в категорию стандарта, начал комплектовать свои квартиры мебелью и бытовой техникой, а также предоставлять возможность выбора фасадов мебели.
Проект на 11 млрд руб. Жертв «черных застройщиков» со всей области переселят в Екатеринбург
В крупнейшем российском проекте комплексного освоения территорий построят новый квартал, квартиры в котором получат обманутые дольщики из нескольких городов области. По словам гендиректора «РСГ-Академическое» Виктора Кривошеина, планируется предоставлять квартиры с чистовой отделкой в строящемся доме в девятом квартале района Академический. Всего обманутым дольщикам передадут больше 5 тыс. кв. м — этого должно хватить на 215 человек, которые зарегистрированы в реестре граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Это жители Первоуральска, Верхней Пышмы, Серова, Сухого Лога, Белоярского, Верхней Салды, Екатеринбурга и др. Взамен застройщик без торгов получит в аренду четыре земельных участка, находящихся в госсобственности. На них инвестор сможет построить в общей сложности 168,5 тыс. кв. м жилья. Совокупная стоимость проекта оценивается в 11,3 млрд руб.
Отметим, что всего в официальном списке обманутых дольщиков остается свыше 300 человек. Схема «земля в обмен на квартиры» активно используется в Свердловской области, но зачастую застройщики годами не могут получить обещанные площадки и выйти на стройку. Глава компании «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев ранее подробно рассказывал, с какими проблемами сталкиваются строители. Кроме того, по словам девелопера, не все обманутые дольщики оказываются честными людьми.
Прогноз: на строительном рынке ожидается подъем. Когда он начнется и кого завалит работой?
Предприятие по производству твинблоков «Теплит», расположенное в поселке Рефтинский, открылось после масштабной реконструкции. Как рассказал директор ПСО «Теплит» Борис Овечкин, в ходе работ удалось решить две задачи: за счет автоматизации производства повысили качество продукции плюс обеспечили технологические возможности для увеличения объемов производства. В прошлом году предприятия в Рефтинском и Березовском работали с полной загрузкой, при этом есть потенциал к дальнейшему расширению рынков сбыта — так как продукт востребован, говорит г-н Овечкин.
На 2020 г. план по производству и продажам по Рефтинскому заводу стоит на уровне 180 тыс. кубометров твинблоков, по Березовскому — 380 тыс. кубометров. В 2020-2021 гг. модернизация оборудования продолжится, в частности, установят современную линию упаковки продукции. Любопытно, что в прошлом году «Теплит», входящий в холдинг «Атомстройкомплекс-Промышленность», установил рекорд по объему выпуска и отгрузки продукции: предприятие вошло в пятерку крупнейших производителей автоклавного газобетона в России и сейчас работает практически со всеми строительными компаниями региона.
Глава «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев отметил, что обновление производственного оборудования происходит на всех предприятиях холдинга. Делается это с прицелом на грядущий подъем на строительном рынке:
В течение 25 лет мы говорим о том, что строительство — это драйвер экономики, что территория развивается, когда люди обновляют свое жилье, когда для них строятся садики, школы, благоустраиваются парки. Наконец-то нас услышали и обратили внимание на необходимость реализовывать приоритетные национальные проекты, на важность стройки во всех регионах страны. А раз будет стройка, будут нужны современные строительные материалы.
Все свои заводы «Атомстройкомплекс» оснащает по передовым европейским стандартам, которые всегда на острие строительной индустрии, — добавил г-н Ананьев.
Тот же автоклавный бетон является ключевым строительным материалом в развитых европейских странах. Сегодня продукция всех наших заводов широко востребована: это касается и минеральной ваты, и силикатного кирпича, и, например, панелей филигран, без которых сегодня невозможно построить современный детский сад за полгода — а мы это делаем, минимизируя работы на стройплощадке и оставляя на заводах все трудоемкие процессы. Расширение собственных производств позволяет нам не зависеть от сторонних поставщиков, в том числе от их цен. Например, с начала года уже существенно подорожал цемент. Мы строим цементный завод, чтобы у строителей осталась возможность зарабатывать и возводить качественное жилье, которое будет востребовано рынком. Строить объекты для подготовки города к Универсиаде и в целом решать те задачи, которые перед нами ставят.
Готовьтесь. Екатеринбург ждут платные парковки — не только в центре
Чтобы решить проблему с нехваткой мест для машин в спальных районах Екатеринбурга, в том числе возле новостроек, нужно делать парковки платными — по аналогии с организацией стоянок авто в центре мегаполиса. Сейчас в городе действует свыше 2,6 тыс. платных парковочных мест, и их количество будет ежегодно возрастать. Как говорит Андрей Шушлебин, руководитель отдела перспективного проектирования компании «Атомстройкомплекс», девелоперы не против строить паркинги, но делать это в убыток, то есть зарывать деньги в землю, никому не интересно:
Согласно градостроительным нормам Свердловской области, все застройщики обязаны обеспечить одно машиноместо на 80 кв. м возводимого жилья. Но это не означает, что все места должен построить девелопер: при расчете учитываются также уже существующие в радиусе застройки парковочные места. Проблема не в отсутствии парковок, а в нежелании горожан платить за них. Аналогичная проблема существовала в США, Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, о ее решении там начали задумываться еще в 1970-х гг. и в начале 2000-х смогли предметно устранить. Там отказались от бесплатных парковочных мест — сначала в центре, затем на периферии. То есть платить за место приходится в любом случае, так лучше, чтобы оно было за тобой закреплено официально.
Г-н Шушлебин признает: мера вызвала негатив абсолютно во всех странах, но она оказалась результативной: сегодня европейцы и американцы понимают, для чего это было сделано, потому что видят позитивные изменения в городской среде. В Европе же властям сейчас приходится сдерживать застройщиков от строительства слишком больших паркингов, так как строить их стало выгодно. Архитектор убежден: повсеместное введение платы за парковки в уральском мегаполисе — мера радикальная и действенная. Вслед за ней повысится спрос на места в паркингах, а те, кому это будет не по карману, пересядут на общественный транспорт. Примечательно, что опыт европейских стран показывает: общественный транспорт в городах начинает развиваться только после увеличения спроса на него, а не наоборот, говорит эксперт.
Две сотни миллионов. Мэрия гасит кредитные долги скандального девелопера-банкрота
Администрация Екатеринбурга перечислила Примсоцбанку 214 млн 995 тыс. руб. Эти деньги — оплата муниципальной гарантии по кредиту, выданному компании бывшего депутата гордумы Игоря Плаксина. Как значится в картотеке дел свердловского арбитражного суда, выплаченная из бюджета сумма погасила значительную часть личного долга Плаксина перед банком в рамках дела о банкротстве. Известно, что мэрия предоставляла Примсоцбанку муниципальную гарантию по обязательствам компании «Стройуниверсал» (выступала генподрядчиком подконтрольной Плаксину фирме НП «Уралэнергостройкомплекс», которая привлекала средства пайщиков и дольщиков для жилищного строительства, но в итоге не смогла выполнить ряд обязательств). В прошлом году суды трех инстанций обязали горадминистрацию заплатить банку 214,9 млн руб., поскольку застройщик не смог вернуть кредит. Мэрия требовала признать договор о предоставлении гарантии расторгнутым, но проиграла.
Иск о банкротстве Плаксина Примсоцбанк подал в 2018 г. — из-за того самого кредита, который не вернула компания «Стройуниверсал». Сумма долга составляла около 300 млн руб. Игорь Пласкин был одним из поручителей по кредиту, поэтому деньги стали взыскивать и с него тоже. При этом в прошлом году Примсоцбанк и Плаксин заключили мировое соглашение, после чего дело о банкротстве застройщика прекратили. Плаксин должен был выплатить банку по 18 млн руб. — к 30 июня и к 30 сентября 2019 г., а к концу года вернуть 226,5 млн руб. Однако к назначенному сроку финструктура получила лишь деньги от администрации города. Игорь Плаксин же по-прежнему должен банку около 77 млн руб.
В конце января-2020 суд полностью удовлетворил заявление, в котором Примсоцбанк требовал расторгнуть мировое соглашение и возобновить процедуру банкротства девелопера. Как писал DK.RU, финансовые трудности у компаний Игоря Плаксина начались во время строительства ЖК «Первый Николаевский», который в итоге стал самым громким недостроем региона.
На Ясной продают здание детского сада, на месте которого должны быть 25-этажные свечки
Здание бывшего детского сада на Ясной, 34а выставили на продажу. Застройщик, которому принадлежит земля площадью 9,6 тыс. кв. м и здание, оценил объект в 350 млн руб. Согласно Градостроительному плану земельного участка, здесь разрешена многоэтажная жилая застройка до 100 метров высотой. Известно, что владельцем здания и площадки является компания «Инвестстройгрупп», ее директор Алексей Бусыгин также возглавляет фирму «Сторинг», которая возвела БЦ «Небо» на набережной Исети. Застройщик планировал снести детсад и построить на его месте две жилые высотки, он даже получил все разрешительные документы. Когда на площадке начались работы и был установлен забор, жители возмутились и начали взывать к властям, чтобы те запретили стройку высоток.
Из-за поднявшегося бунта Минстрой отклонил ранее согласованный проект планировки, строительные работы остановились. Застройщик предложил властям обменять его земельный участок на другой, однако пока что добиться договоренностей не удалось. Ранее в Минстрое сообщали, что по поручению губернатора области Евгения Куйвашева ведомство проработает вопрос выкупа здания у предпринимателя. Власти планируют восстановить деятельность детсада. Между тем в мэрии говорят, что на данный момент речи о покупке здания не идет, также не окончены переговоры об обмене земельными участками.