Меню

Почему бизнес-план больше не нужен?

Создатель Lean Canvas Эш Маурья опубликовал на Linkedin Pulse пост, в котором рассказывает, почему бизнес-планы постепенно уходят в прошлое и что может прийти им на смену.

Предприниматель говорит, что он опросил тысячи бизнесменов, стартапов и новаторов по всему миру, задав им два вопроса: писали ли они когда-нибудь бизнес-план и нравился ли им этот процесс? Удалось установить следующее: только 30% опрошенных когда-либо писали бизнес-планы, и менее 2% наслаждались этим процессом.

«Я задал другой вопрос инвесторам (и иным аффилированным лицам): "Читаете ли вы бизнес-план?" И снова менее 2% ответили утвердительно, отдавая предпочтение резюме на 1 странице, 10-страничной презентации проекта или 30-секундному питчу» - пишет Маурья.

Эксперт задается вопросом, почему до сих пор людей заставляют тратить время на написание многостраничных планов, которые впоследствии вообще никто не читает? Более того, Эш Маурья говорит:

«Если вы загуглите, к примеру, "Работают ли еще бизнес-планы?", вы получите десятки статей еще с 2010 года, описывающих бессмысленность и нефункциональность традиционных бизнес-планов. Тем не менее, подобно факсам из прошлого века, бизнес-план отказывается полностью уходить с арены. Наиболее очевидная причина из тех, что я смог найти: организации, до сих пор требующие от стартапов бизнес-планы, делают это просто по привычке. Просто потому, что всегда их требовали. И у стартапов нет других возможностей, кроме как подчиниться».

О том, что использовать вместо устаревших бизнес-планов и как написать более эффективный бизнес-план, если все же приходится это делать, пишет эксперт дальше.

Назначение бизнес-плана

Исторически бизнес-план используют как инструмент фандрайзинга. Некоторые могут использовать его для утопических целей, но стартап-командам, стремящимся представить актуальный бизнес-план именно для привлечения инвестиций, нужно обратить внимание на следующее: начало собственного бизнеса - весьма капиталоемкий процесс. Еще совсем недавно стартап-проектам для привлечения инвестиций нужно было составить бизнес-план, в котором доказывалась способность «шагать согласно идеальному плану».

Однако, пишет эксперт, мир изменился.

«Серверы, лицензии на программное обеспечение, а также офисные помещения, которые обходятся для запуска в десятки тысяч долларов сегодня, практически остаются за бортом. С более низкими затратами на запуск проектов и новыми методологиями, такими как Lean Startup, нам больше не нужны большие инвестиции. Мы можем начать снижать риски с самого первого дня.

Наилучшим подтверждением плана, который будет работать, является не вымышленная история на бумаге о том, что может случиться, но фактическая история о том, что произошло, когда ваша идея встретила клиентов – понятие, также известное, как трекшн».

Трекшн - это потенциал, с которым компания может монетизировать ценность своего продукта в глазах клиентов.

Маурья пишет: «если вы войдете в любой офис потенциальных партнеров с хоккейной клюшкой, вы этим создадите интригующий образ. Они как минимум заинтересуются и захотят понять, в чем заключается ваша идея».

То есть инвесторы и предприниматели заинтересованы именно в притяжении, a не в плане для притяжения.

Бизнес-план против бизнес-планирования

Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Но и в этом, констатирует эксперт, не слишком много смысла.

«В то время, как мы создаем больше новых продуктов, чем когда-либо прежде, многие из них никогда не достигнут рынка/цели, а создатели потерпят неудачу. Попытка построить бизнес без какого-либо планирования сродни строительству дома без чертежа. Дом в сравнении с бизнесом является менее сложной и неопределенной конструкцией. Вот как я различаю бизнес-план и планирование бизнеса. И я большой сторонник последнего», - говорит Эш Маурья.

Кроме того, он рассказывает, что главная проблема, с которой приходится сталкиваться в связи с бизнес-планами – это не содержание, a формат.

«Требование документа, который никто не читает, это бессмысленная трата времени. Кроме того, производство чего-либо инновационного связано как с понятным неизвестным, так и с намного более непонятным неизвестным. В то время как вы можете документально объяснить первое, второе может быть подтверждено и объяснено только на практическом опыте. Нам необходимо новое поколение инструментов бизнес - планирования, которые будут идти в ногу с современными реалиями и удовлетворят потребности как стартапов, так и инвесторов».

В качестве примера того, что может заменить бизнес-план в привычном понимании, эксперт приводит Lean Canvas, один из инструментов, адаптированный из business model canvas, помогающий отразить основную мысль бизнес-модели.

В чем же суть подобных инструментов?

1. Фокус на предпринимателя/производителя

Фундаментальное построение на парадигме «разрешение проблемы клиента», что более ориентировано на производителя продукта. Пуристы бизнес-моделей могут критиковать инструмент за чересчур продукто-ориентированный подход, но именно в этом, говорит эксперт, и есть его уникальность.

«Позиционируя инструмент для бизнес-планирования в качестве инструмента оценки и анализа идеи, мы глубже вовлекаем самих производителей продукта, что и является нашей целью. Каждый производитель в мире хочет говорить о своем решении. Значит, этому нужно уделить внимание», - говорит Маурья.

2. Уклон в инновации

«Решение» - наименьший раздел документа:

«Не потому, что разработка отличного решения не важна, а потому, что разработка решения является лишь частью истинного продукта стартапа. Именно бизнес-модель, а не само решение, является вашим истинным продуктом. В то время как стартапы наполняют canvas своими идеями, они быстро начинают понимать, что кристально чистая идея в их голове не такая уж кристально чистая. Более того, большинство неудач стартапов происходят не из-за неспособности создать продукт, который они намеревались сделать, а из-за неспособности понять и создать именно тот продукт, в котором действительно нуждаются потребители», - констатирует эксперт.

3. Простота понимания

Очень важно, чтобы подобные инструменты были максимально просты и интуитивно понятны. Это важно, поэтому подобные программы дают тестировать детям 10-12 лет. Идеально, чтобы они легко могли с ними разобраться.

4. Поиск поддержки против непосредственной реализации

«На ранних стадиях создания продукта все кажется возможным, и сложно охватить все множество возможностей в бизнес-плане. Решение - это создать несколько вариаций бизнес-модели и противопоставить их друг другу», - говорит предприниматель.

5. Стимулирование обсуждения

«Безусловно, наибольшие изменения происходят в процессе обсуждения ваших идей с окружающими. Когда выкладываешь одну страницу canvas перед кем-либо, они не могут не прочитать его, и не могут не высказать свое мнение. В этом кроется истинный успех», - уверен Эш.

Инструмент можно использовать для получения быстрой обратной связи со стороны коллег, менторов и инвесторов, это позволит сопоставить все мнения, найти слабые ошибки в логике и увидеть наибольшие риски в модели.

6. Итерация

Современные инструменты позволяют регулярно гибко менять модель и использовать предыдущие версии для отслеживания эволюции бизнес – модели, поясняет эксперт.

«В то время как бизнес-план предполагает подход "План и Реализация", Lean Canvas придерживается более итеративного подхода "Поиск, затем Реализация"», - говорит он.

Перевод материала опубликован InnMind.com с разрешения автора.