«С одной стороны, хорошо, когда человек стремится сделать все на 100%. Но если такое стремление подчиняет себе все остальное, оно может привести к провалу».
Бизнес-эксперт Маршалл Голдсмит в книге «Прыгни выше головы» рассказывает, почему успешные люди часто буксуют на месте, что мешает им двигаться дальше, какие ошибки они совершают и как их избежать. Отрывки из книги публикует VC.RU.
Идея № 1. Как и отклонение от маршрута всего на один градус в начале пути уведет вас за сотни километров от нужного пункта назначения, так и незначительные недостатки со временем могут привести вас к серьезным кризисам.
Карты и схемы навигации показывают, где вы находитесь сейчас и куда можете дойти. Некоторые люди обладают внутренним аналогом таких карт — они всегда знают, где они сейчас, куда они хотят попасть, и что нужно делать, чтобы туда добраться.
Но у большинства людей нет такого внутреннего компаса — они не понимают, где сейчас находятся, на каком они этапе своего пути и куда им лучше идти. Почему люди не замечают своего неправильного поведения? Потому что внутренняя навигация дает сбой, и люди утрачивают представление о своем истинном положении среди коллег и друзей.
Автор считает, что выйти на правильный путь и найти свое местоположение не так уж и сложно. Необходимо всего лишь обратить внимание на свои вредные привычки, понять, насколько они досаждают окружающим, и поверить, что даже легкая корректировка может принести результат. И тогда человек сможет перейти из пункта «здесь» в тот пункт, который ему необходим.
Идея № 2. Убеждения, которые привели к успеху, могут помешать вам двигаться вперед.
Многие успешные люди считают, что они играют решающую роль в компании. Они переоценивают свой вклад в дело, приписывают себе заслуги, принадлежащие другим, преувеличивают свои профессиональные умения, закрывают глаза на тупиковые ситуации.
Эти люди не видят, что заблуждаются, потому что достигли определенного успеха и считают, что раз они его достигли, то они особенные. А раз они особенные, то смогут достичь еще большего в будущем.
С одной стороны, такая убежденность и вера в свое всезнание полезна, потому что наполняет людей решимостью, подавляет сомнения, заставляет не реагировать на риски и проблемы.
С другой, эта убежденность может стать помехой, когда людям нужно меняться. Они искренне уверены, что в переменах нет необходимости, что другие ошибаются и не знают, о чем говорят. В конце концов, они занимают оборонительную агрессивную позицию: почему они, такие успешные, должны выслушивать каких-то неудачников?
Все меняется и, чтобы сохранить свой успех, людям тоже нужно меняться. Поведение, оправдавшее себя в прошлом, не является гарантией блестящего будущего.
Идея № 3. Важно не только то, что вы делали, но и то, что вы не стали делать.
Питер Друкер как-то сказал, что лидеров долгое время учат, что нужно делать, но недостаточно времени уделяет объяснению того, что не стоит делать.
В организациях стараются поддерживать позитивную атмосферу, акцентируют внимание на достижениях, поощряют и вознаграждают сотрудников за конкретные результаты — увеличение продаж, заключение важного контракта. Но никто никогда не поощряет их за то, что не было сделано что-то вредное для организации. Но ведь это две стороны одной медали. Предотвратить провал также важно, как и добиться успеха в чем-либо.
Маршалл Голдсмит считает, что необходимо поощрять умение вовремя остановиться и предотвратить невыгодную сделку. Ведь это может повлиять на успех компании даже больше, чем крупная продажа.
На личном уровне автор советует вести не только списки дел и цели, но и список того, что нужно прекратить делать. Вы можете выиграть гораздо больше от несделанного.
Идея № 4. Начинайте заменять негативные действия не на позитивные, а на нейтральные.
Не все в жизни можно классифицировать как позитивное или негативное, существует множество полутонов. Поэтому и свои поступки не стоит воспринимать только с одной стороны — как хорошие или плохие. Бывают еще и нейтральные — не хорошие и не плохие.
Например, кто-то пожаловался на вашу вспыльчивость, и вы решили быть более обходительным и приятным в общении. Просто промолчав и не затеяв конфликт, уклонившись от действий, вы перестанете быть несносным человеком и автоматически станете более приятным.
С карьерным ростом наши профессиональные успехи отходят на второй план, а на передний выходят межличностные отношения: как мы умеем общаться с людьми, решать конфликты, слушать и слышать. При прочих равных условиях, на должность исполнительного директора могут выбрать чуть менее опытного человека, но того, кто легче идет на контакт, приветливого и отзывчивого.
Если вы не можете сделать из недостатков достоинства, замените «плохое» на «нейтральное».
Идея № 5. Существуют 20 вредных привычек, которые могут разрушить карьеру:
1. Слишком сильное стремление к победе;
2. Чрезмерное желание внести свой вклад;
3. Стремление постоянно давать оценки;
4. Склонность к деструктивным высказываниям;
5. Позиция сопротивления — «нет», «но», «тем не менее»;
6. Превознесение своего ума — разновидность потребности побеждать;
7. Гнев как средство управления;
8. Негативизм;
9. Сокрытие информации;
10. Неумение воздавать по достоинству — это близкий родственник скрытности;
11. Приписывание себе чужих заслуг;
12. Склонность к самооправданию;
13. Ссылаться на прошлое;
14. Покровительство любимчикам;
15. Неготовность выразить сожаление;
16. Невнимание;
17. Неблагодарность;
18. «Наказание вестника», принесшего плохую новость;
19. Перекладывание ответственности;
20. Чрезмерное желание оставаться «самим собой».
Оправдания в духе: «принимайте меня таким, какой я есть, ведь такой уж я» не позволят вам меняться. Настаивая на том, что вы и дальше будете «самим собой», вы вскоре станете выдавать свои недостатки за достоинства и гордиться ими. Это самая трудно изменяемая привычка.
Идея № 6. Одержимость целью — еще одна деструктивная привычка.
Сама по себе цель — не порок. Но часто в одержимости целью берут начало многие виды неправильного поведения. Одержимость превращает нас в тех, кем мы не должны быть.
С одной стороны, хорошо, когда человек стремится сделать все на 100%. Но если такое стремление подчиняет себе все остальное, оно может привести к провалу. Люди до такой степени зацикливаются на достижении цели, что упускают более значительные задачи.Преследуя цель, мы можем перестать себя контролировать и стать эгоистичными интриганами.
Идея № 7. Чтобы понимать, где вы находитесь, нужна обратная связь.
У обратной связи есть два негативных момента: успешные люди не любят слышать критику в свой адрес; а подчиненные боятся открыто критиковать начальство.
Часто успешные люди считают, что они лучше всех все знают. Доказать им, что они не правы — все равно, что заставить их измениться. А это очень сложно, ведь люди меняются только по собственному желанию.
Часто обратная связь не достигает цели, даже если подается в обезличенной форме, то есть когда речь идет о задаче, а не о личности. Дело в том, что все задачи тесным образом связаны с личностью, поэтому все равно негативные оценки успешный человек переводит на себя. Позитивные оценки люди воспринимают и принимают во внимание, а негативные отвергают.
Выдержки из перессказа, подготовленного сервисом MakeRight