Меню

Почему гибнут дети успешных предпринимателей?

Михаил Бабин. Иллюстрация: Деловой квартал

Как они живут с этим лицемерием? Заглянем за ширму отношений родителей и детей в самых казалось бы успешных и состоятельных семьях российского общества.

Михаил Бабин, президент ГК «Технологии ресурсов»:

Наше поколение росло у бедных родителей. Да, иногда нам встречались зажиточные люди, но происходило это крайне редко и было исключением. Поэтому долгое время нам казалось, что бедность — это нормально. А потом случилось то, что случилось. На нас свалились огромные бесхозные активы Советского Союза. И появился реальный шанс начать жить не так, как наши родители.

Это был почти юношеский протест против того окружения, которое было знакомо нам с детства, бедного окружения, и мы захотели жить богато. Даже нарочито богато.

Нам хотелось тем же родителям показывать, на какой машине мы приехали, куда мы съездили в отпуск, какая у нас квартира и многие другие атрибуты, как тогда казалось, настоящей жизни. Наши родители, бедолаги, жмурились от стоимости штор в нашей квартире, которая равнялась их 10-летнему доходу. У них эти цифры не помещались в голове, как у нас не помещаются в голове доходы какого-нибудь заморского олигарха.

Но жизнь шла вперед, и вскоре мы стали растить своих детей. Но их совершенно не интересовала стоимость тех самых штор. Они на этих шторах фломастерами рисовали. Однако что им было действительно важно, так это то, что они видели, как их родители вкалывают без отдыха, как прячутся от бандитов, как днем и ночью дома не бывают.

И наши дети тоже не захотели жить, как их родители. Они поставили во главу угла другое — не деньги, а социальное окружение.

Не агрессивное завоевание мира и захват ресурсов, а мирное расширение связей. Для них лайки заменили деньги и крутые тачки. У них нет мыслей о том, что бывает голодно, бывает негде жить. Они, возможно, не могут себе чего-то эдакого позволить, но точно не голодают. Они ощущают незыблемость того, что сейчас принято называть безусловным доходом. Мой знакомый, очень серьезный федерального уровня человек, заказал новую машину, и сказал сыну: мол, я на ней пару лет поезжу, а как у тебя будут права, тебе отдам. Тот отвечает: нафиг она мне нужна, эта твоя машина, ее же мыть надо, чинить и прочее. Есть же такси!

Во времена моей молодости такой диалог был немыслим! Мы оказались жертвой старого доброго конфликта поколений: то, что нужно нашим детям, мы им дать не можем, а то, что можем, им не нужно.

Нынешние состоятельные родители не могут купить детям лайки в соцсетях, так же, как когда-то наши родители не могли купить нам машину на совершеннолетие.

Что происходит сейчас с детьми очень благополучных родителей, такими детьми, у которых, казалось бы, все есть? Они совсем не стремятся чего-то достигать. Они массово решили, что социальный успех и достижения приводят к гибели. Они не хотят стать рабами своих амбиций. Хотят жить вкусно, здесь и сейчас. И надо сказать, что им об этом со всех сторон говорят: «Живи сегодняшним днем».

Настоящие успешные люди умеют жертвовать сегодняшним днем ради будущего, а теперь жертвенность не в чести, и результаты труда нашего поколения просто проедаются, жирок тает.

Мы видим большое количество очень и очень благополучных семей, в которых дети скуриваются и спиваются. Я долго пытался понять, почему так происходит, пока все нарастающее число наблюдений не привело меня к ужасному выводу. Виной всему — лицемерие. Когда родители изображают добропорядочных и законопослушных членов общества, а дети чуть ли не единственные, кто знает истинное положение вещей, знает, ценой каких компромиссов с совестью давались их родителям все эти блага, наступает жесткий кризис. Раскрыть перед всеми истинное лицо своих родителей невозможно, поэтому ты любишь их и не желаешь зла, но и жить в постоянном обмане невозможно.

И в итоге протест превращается в самоуничтожение. К этому добавляется еще такое губительное явление, как зависть, в атмосфере которой живут дети состоявшихся родителей.

Ну, согласитесь, таким детям очень завидуют. Это естественно. Считают, что им незаслуженно досталось то, что могло достаться любому другому. Самый громкий пример — Ксения Собчак, агрессия по отношению к ней огромна, но ведь в реальной жизни ее почти никто не знает.

Ксению Анатольевну ненавидят не за реальные поступки или ее мнение, а по большей части просто потому, что ее «золотую» судьбу хотели бы себе миллионы наших сограждан. Но этого не случилось, и вот остается только ругать и видеть в человеке плохое.

Конечно, эта печальная картина не тотальна. Кому-то удается найти золотую середину, правильные слова и примеры для детей, и их протест переходит в следующую стадию — поиска своего собственного пути. Но это — меньшинство, а большинство детей богатых, успешных и состоявшихся родителей уходят в отрыв, до тех пор, пока их что-то не остановит.

Кто-то уезжает далеко-далеко, подальше от мира мамы с папой, кто-то заводит свою семью и в ней находит спасение, а кто-то просто тихо деградирует. С точки зрения того, чего в обществе достигли их родители, чаще всего финал един — разорение. Хорошо известный факт — 85% всех состояний растрачивается за два, максимум три поколения. И это еще неплохо, потому что бывают разные масштабные форс-мажоры, например, если говорить про поколение наших родителей, то они просто не могли быть богатыми. Физически.

Неумолимая статистика свидетельствует, что никакое личное счастье — мое, ваше или вашего успешного и богатого соседа — в воспитании детей не отменяет закономерности.

Скорее всего, поколение наших внуков приведет наши компании в упадок, растратит наши капиталы.

И уже их детям придется начинать все заново. Это не плохо и не хорошо, это факт, который лишний раз доказывает, что не бизнесом единым.