Меню

Почему торговых центров в городе будет только больше — Константин Гурышев, ТЦ «Свердловск»

Иллюстрация: личный архив Константина Гурышева

«Власти будут стремиться к росту числа ТЦ в Екатеринбурге, давить на инвесторов — торговые центры никуда не исчезнут. К тому же электронная коммерция не является чем-то сказочным».

Колонка главы компании R.Management Алексея Мальцева на DK.RU о скором закате эпохи торговых центров вызвала неоднозначную реакцию. Бизнесмены, уже живущие в виртуальной экономике, согласились с тезисами, потребители заявили, что это чушь, а владельцы и управляющие торговых центров отметили: их негатив не коснется.

Заместитель директора ТЦ «Свердловск» Константин Гурышев решил высказаться по теме: его колонка — о том, почему торговых центров в Екатеринбурге и стране станет только больше, когда мы увидим в городе пустующие объекты, и почему охранникам ТЦ стоит опасаться юных «фуди».

Константин Гурышев, заместитель директора ТЦ «Свердловск»:

— Проблемы у торговли вообще и у ТЦ и ТРЦ в частности были, есть, и будут. Это бизнес. Здесь есть конкуренция, проекты время от времени закрываются. Вспомним торговые сети «Купец», «Атлант», «Звездный» — какими незыблемыми они казались, а ушли с рынка. И торговые центры точно так же закрываются, в этом нет ничего нового. На Западе они начали массово появляться в послевоенные 1950-1960-е гг., а лет через 10-15 объекты начали умирать — делали свое дело конкуренция, кризисы, которые там периодически возникали, снижение потребительской активности на фоне закредитованности людей, изменения их занятости.   

Мы идем по тому же пути: в начале 2000-х гг. в России, как в послевоенных США, начали массово появляться современные торговые центры. Казалось: поставь любое здание где угодно, установи вывеску «Торговый центр», и к тебе побегут арендаторы с огромными деньгами, потечет нескончаемая вереница покупателей. Оказалось, все не так. Появились другие ТЦ, а покупательского трафика на всех не хватает. Ряд торговых объектов, открытых на той волне оптимизма, так и не стали ТЦ в полном смысле. Например, кто ходит за покупками в ТЦ «Восточный»? Он работает уже лет 10, но как ТЦ не развился. Да, там есть торговля, стоят какие-то операторы, но объект находится на уровне максимум торгового комплекса. В основном там присутствуют офисные арендаторы, хотя здание под эту функцию не запроектировано. 

Объект пытались перепрофилировать, делали несколько реконцепций: сначала задумали мебельный ТЦ, потом детский, затем продуктовый и снова мебельный. Результат нулевой. И примеров таких немало. 

Другие объекты, напротив, чувствуют себя устойчиво даже сейчас — удается им это благодаря одной из двух составляющих. Во-первых, отменной локации. А ведь это не просто месторасположение, но и наличие рядом конкурентов, а в здании — трафикообразующих арендаторов. Во-вторых, грамотной маркетинговой политики. Взять, к примеру «Карнавал» — когда он открывался, многие прочили объекту неудачу: мол, рядом с огромным рынком «Таганский ряд» у торгового центра шансов нет. Поначалу там и правда не было внушительного трафика, продуктовый оператор был малоизвестным, но грамотная работа дала результат, и сегодня это один из лидеров рынка. Там площади не так-то просто арендовать, даже в кризис. Но надо признать, что таких объектов в городе от силы десятка полтора — тех, что пользуются популярностью, что на слуху. Остальные просто названы собственниками торговыми центрами — для красоты, или являются неким отчетом о выполнении планов горадминистрации по вводу качественных торговых площадей. 

При этом появление электронной коммерции — только один из факторов внешней среды для ТЦ. Торговые центры закрывались и до возникновения интернет-магазинов, а сейчас онлайн-форматы отнимают у офлайна кусочек пирога. Но не более того. К тому же электронная коммерция не является чем-то сказочным. Знаменитый Ozon.ru за 20 лет не принес прибыли, известный Е96 намеревался стать заметным федеральным игроком, объединился с «Ютинетом» и «Сотмаркетом», после эти компании были закрыты, уральский магазин ушел к «Техносиле», а теперь снова вернулся к основателям и федеральных амбиций уже не имеет. Крупный «Юлмарт» закрывает свои отделения в регионах, в том числе в Екатеринбурге. Проблемы есть везде…

Ясно, что какая-то часть людей будет совершать покупки в интернете, но я бы не стал однозначно прогнозировать, что это будет поголовно новое поколение. Вполне возможно, что они как раз предпочтут офлайновые объекты. Сейчас, например, 20-летние «фуди» (foodie) в объекты наведываются регулярно. Да, им не очень интересен фэшн, в ТЦ молодежь ходит, скорее, за вкусной едой и новыми впечатлениями. Или за развлечениями.

Например, коллега из Перми рассказывала, что «фуди» проводят в ТЦ много времени, занимаясь троллингом охранников бутиков. Это сейчас популярно: демонстративно пытаются якобы что-то украсть, мобилизуя секьюрити, а на кассе с издевательскими улыбками отказываются от вещи. 

Так что, скорее всего, в офлайновых торговых объектах просто прибавится функций, но почему они должны из-за этого исчезнуть?

Кроме того в России процент населения, занятого предпринимательством, в разы ниже, чем за границей. А мы так или иначе движемся по пути Запада, значит, соотечественникам придется найти способы занять себя самостоятельно. Вряд ли это будут сложные виды бизнеса, скорее, предпочтение отдадут тем сферам, куда проще зайти с финансовой точки зрения — взяв кредит или насобирав денег в долг у родственников. А это купля и перепродажа вещей, оказание каких-то услуг. Так что спрос на площади в ТЦ будет.

Добавим к этому инертность инвесторов строительства торговых центров: если получен участок под возведение ТЦ, в подготовку площадки и проектной документации уже вложены суммы, куда деваться — нужно завершать начатое. Во многих случаях речь идет о достройке последующих очередей, которые были запроектированы. У ТРЦ «Свердловск», к слову, так: работает первая очередь, а застройщик всеми силами пытается завершить вторую, потом, наверное, появится и третья. Плюс муниципальные власти будут стремиться к росту числа ТЦ в Екатеринбурге, давить на инвесторов, ведь строителям нужно работать, это один из локомотивов экономики. Так что торговые центры в обозримой перспективе никуда не исчезнут, количественно их станет только больше.    

При этом часть объектов со временем может превратиться в заброшенные коробки — как в Штатах. Прогнозировать сроки сложно: это может произойти очень быстро, в течение трех-пяти лет, а может быть, лет через 15. 

В зависимости от многих факторов: фискальная политика государства, стоимость земли, предпринимательская активность и т. д. Но в любом случае тревожные факты уже есть: в Екатеринбурге немало пустующих коммерческих зданий. Например, новый красивый офисник на Ленина — Сакко и Ванцетти или объект на 7 тыс. квадратов на Омской, 115. Есть здания, уже изменившие назначение для того, чтобы быть востребованными, например, объект на Космонавтов — Турбинной. Изначально его строили как автосалон, причем, весьма навороченный, с аргентинской плиткой, дорогими грузовыми лифтами. Но автосалон в этом месте оказался не востребован, и в здании разместили тех арендаторов, что удалось найти — там часовой салон, магазин инструментов. Причем это грамотный подход — объект не должен приносить убытков.   

По такому пути могут пойти и торговые центры, не сумевшие адаптироваться к новым требованиям рынка. Многим из них придется переформатироваться либо закрыться. На Западе масса примеров, когда невостребованные офисники, гостиницы, склады, магазины, гаражи переделывают в жилье. Это единственный способ создать их ликвидность. 

Во многих западных фильмах можно наблюдать квартиры героев, явно имевшие в прошлом коммерческое назначение. Вполне вероятно, что и мы увидим подобное. 

А успешные проекты офлайновых торговых центров все равно останутся. На мой взгляд, хоронить этот сегмент не придется.