Меню

Почему в Екатеринбурге плохие дороги

Я 25 лет работаю в дорожной отрасли Свердловской области, и могу сказать: у плачевного состояния улиц Екатеринбурга – несколько серьезных причин.

И в первую очередь вредит недоремонт, который копился последние 10-15 лет и сегодня достиг пика.

Областные и федеральные автодороги с 1992 г. финансировали целевые дорожные фонды (до их ликвидации в 2000 г.). Муниципалитеты таких возможностей не имели. Лишь с 2003 г. удалось достичь соглашения о ежегодном выделении средств облбюджета на капремонт и реконструкцию уличной сети Екатеринбурга. В первую очередь деньги направили на решение проблем с транзитным транспортом, строительство развязок и новых улиц Академического - при обязательном софинансировании муниципалитетом. На ремонт остальных улиц - львиную долю от общей площади городских дорог – средств уже не оставалось.

Плюс большинство наших дорог строили, когда понятия о качестве материалов были другими: практически весь асфальтобетон делался из песчано-щебеночных смесей, которые не соответствуют сегодняшним требованиям жесткости и прочности. И большинство улиц не в состоянии справиться с нагрузкой на покрытия. Я понимаю народный гнев, но вины горадминистрации в этом нет. В те времена были такие нормы.

Смеси с повышенным содержанием щебня массово стали применять только 5-6 лет назад. Потому все дорожные покрытия старше хотя бы 8 лет надо менять полностью: это капремонт с двух-трехслойным асфальтобетоном, хорошим основанием из щебня, с восстановлением ливневой канализации! Но средств на это у города нет. И мы обычно занимаемся косметическим ремонтом: снимаем верхний изношенный слой, сверху кладем новый, не трогая основания. Это решает проблему ненадолго.

Ситуация вроде бы стала налаживаться, когда в города-миллионники на ремонт пошли деньги в рамках федеральной целевой программы (ФЦП). Мизер, конечно. В 2010 г. Екатеринбургу выделили 1 млрд. руб. - за счет этого отремонтировали чуть более 10% дорожных покрытий. В 2011 г. сумма снизилась до 700 млн. руб. В 2012 г. - до 450 млн. руб.

Когда ФЦП появилась, перед властями города встала задача сделать как можно дешевле и как можно больше. Все помнят, что в 2010 г. первые торги по ремонту дорог с применением фрезы за счет средств ФЦП провели, когда до конца строительного сезона оставалось полтора-два месяца. Благо, погода позволила продлить сезон до конца ноября. А в 2011 г. областной минтранс поручил проверить качество работ, и картина оказалась удручающей. Из всего пула подрядчиков положительно на 100% оценили только двух!

То есть, всплывает другая беда: плохие подрядчики, за ними уже через два года нужно переделывать. На областных дорогах контроль качества выстроен за десятилетия, но город тут только делает первые шаги. Контролирует сертификаты производителей асфальтобетона; требует заключения независимых компаний по качеству работ; старается не отдавать большие заказы подрядчикам без опыта. Например, с 2011 г., чтобы попасть на аукцион по объектам стоимостью выше 50 млн руб., нужно иметь опыт строительства, капремонта с актом ввода в эксплуатацию размере 20% от суммы контракта за последние пять лет.

Мы в 2010 г. из денег ФЦП выиграли работы на 117 млн руб. Делали, понимая: чуть погода изменится, придется прекращать. Повезло – успели. Но сегодня подобное наблюдается уже по областным дорогам: первый аукцион в 2012 г. проведен в начале апреля, а уже через полмесяца работы пора начинать.

Важная тонкость: цены на битум в строительный сезон – на пике. Нефтяники играют на ажиотаже и с июня по сентябрь продают его в 1,5-2 раза дороже, чем зимой. Так же – цены на щебень. А организаторы торгов закладывают в расчет стоимости контрактов, как правило, цены 1 квартала! Крупные компании закупают материалы впрок - осенью и зимой. Мелким оборотный капитал не позволяет тратиться без уверенности в объеме работ. Что им делать? Они и так выигрывают лишь за счет установления меньшей цены, и, в результате, вынуждены искать более дешевые варианты у непроверенных поставщиков. Другого не остается. В идеале большие проекты надо выторговывать осенью, самое позднее – в январе-феврале.

Думаю, дороги в Екатеринбурге приведут в норму при трех условиях. Первое - если победит заявка города на ЭКСПО-2020 и отборочные матчи ЧМ по футболу-2018. Это позволит привлечь федеральные средства. Второе – если на ремонт ежегодно будут поступать деньги территориального дорожного фонда. И третье – если доходы областного и городского бюджетов будут расти быстрее, чем сегодня. Может хватить лишь второго и третьего обстоятельств. Но я как предприниматель не вижу причин для роста бюджетных доходов. Среднему и малому бизнесу не хватает возможностей расти и развиваться.

Колонка написана специально для «Делового квартала».