Меню

Почему все взрослые люди учат детей успеху неправильно

Иллюстрация: https://pixabay.com

Директор по исследованиям стэнфордского Центра изучения сострадания и альтруизма Эмма Сеппала развеивает пять распространенных заблуждений, которым подвержены даже самые прогрессивные родители.

Что мы говорим детям: «Сосредоточьтесь на будущем. Упорно идите к цели».

Что мы должны говорить им: «Живите (или работайте) сегодняшним днем».

Трудно постоянно сохранять сосредоточенность. Исследования показывают, что наш разум где-то блуждает в 50% случаев, когда мы бодрствуем. А когда это происходит, мы часто начинаем размышлять о прошлом или беспокоиться о будущем, тем самым вызывая негативные эмоции, такие как гнев, сожаление и стресс.

Мозг, который постоянно пытается сосредоточиться на будущем — от получения хороших оценок до поступления в колледж, — больше склонен к тревоге и страху. Хотя небольшой стресс может служить мотиватором, долгосрочный хронический стресс портит здоровье, а также интеллектуальные способности, такие как внимание и память. Как следствие, чрезмерная сосредоточенность на будущем может нанести ущерб производительности.

Дети достигают большего и чувствуют себя счастливее, если умеют оставаться в текущем моменте. А когда люди чувствуют себя счастливыми, они могут быстрее учиться, более творчески мыслить и легче решать проблемы.

Что мы говорим детям: «Стресс неизбежен — не отступайте».

Что мы должны говорить им вместо этого: «Научитесь расслабляться».

То, как взрослые ведут себя, часто демонстрирует детям, что стресс — неотъемлемая часть успешной жизни. Мы поглощаем кофеин и перегружаем себя в течение дня, живем в постоянном состоянии овердрайва и сжигаем себя, а ночью нам приходится прибегать к алкоголю или снотворному, чтобы заснуть.

Такой образ жизни — не лучшая модель для детей. Неудивительны результаты исследований, показывающие, что дети, родители которых сталкиваются с выгоранием на работе, чаще сверстников испытывают такое же выгорание в школе.

Что мы говорим нашим детям: «Не сидите без дела».

Что мы должны говорить им: «Умейте получать удовольствие, ничего не делая».

Даже во время отдыха люди в западных обществах склонны ценить положительные эмоции высокой интенсивности, такие как волнение, вместо эмоций низкой интенсивности, таких как спокойствие. Это означает, что расписания детей часто забиты под завязку внеклассными мероприятиями и семейными прогулками, что оставляет им совсем мало времени для безделья.

Нет ничего плохого в волнении, веселье и поиске новых впечатлений. Но волнение, как и стресс, истощает нашу физиологию, запускает реакцию по типу «бей или беги», и поэтому мы можем невольно побуждать наших детей сжигать энергию после школы или в выходные дни, и в результате у них остается совсем мало ресурсов в то время, когда они им больше всего нужны.

Что мы говорим нашим детям: «Используйте свои сильные стороны».

Что мы должны им говорить: «Совершайте ошибки и учитесь терпеть неудачи».

Родители склонны отождествлять своих детей с их сильными сторонами и занятиями, которые им подходят. Они говорят, что их ребенок — «математик», «душа компании» или «художник». Но исследование Кэрол Двек из Стэнфордского университета показывает, что этот образ мышления фактически загоняет ребенка в рамки и мешает ему пробовать новые вещи, в которых он на первый взгляд не преуспевает. Например, если ребенка хвалят в первую очередь за атлетичность, он скорее всего не захочет покинуть свою зону комфорта и попробовать театральный кружок. Такие дети могут быть более тревожными и подавленными при столкновении с проблемами или неудачами. Почему? Они считают, что возникновение препятствий в какой-то области означает, будто они «не очень хороши» в этой деятельности.

Что мы говорим нашим детям: «Знайте свои слабости и не будьте мягкими».

Что мы должны им говорить: «Будьте добры к себе».

Мы также привыкли думать, что критика важна для самосовершенствования. Самосознание, конечно, важно, но родители часто непреднамеренно учат своих детей быть слишком самокритичными. Если родитель говорит дочери, что она должна стараться быть более открытой, например, ребенок может принять это как критику ее природной интровертной личности.

Но исследование самокритики показывает, что она в основном вредит. Она заставляет вас сосредоточиться на том, что с вами не так, тем самым уменьшая вашу уверенность. Она заставляет вас бояться неудачи, что ухудшает вашу производительность, заставляет легче сдаваться и ведет к принятию неправильных решений. И самокритика делает вас более склонными к тревоге и депрессии, когда вы сталкиваетесь с проблемой.

По материалам «Идеономики».