Сотрудничество банка и почты началось еще в 2003 г ., когда стартовал проект «КиберДеньги». В то время удалось договориться о том, что почтовые отделения будут принимать
Сотрудничество банка и почты началось еще в 2003 г ., когда стартовал проект «КиберДеньги». В то время удалось договориться о том, что почтовые отделения будут принимать платежи от клиентов «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в счет погашения кредита.
Нынешний проект выдачи экспресс-ссуд — очередной этап взаимовыгодных отношений. Банку интересна широкая сеть почтовых отделений (в Свердловской области их 888, в России — около 42 тыс.), а для почты важны дополнительные финансовые вливания: в общих доходах свердловского филиала ФГУП «Почта России» прибыль от непрофильных услуг составляет 50%. «Мы получаем двойную выгоду, — отмечает Марина Ефимова, замдиректора УФПС Свердловской области по коммерческим вопросам, — занимаемся оформлением и получаем 300 руб. за каждый комплект документов, а затем получаем 1,18% от суммы кредита за перевод денег». Другие банки пока не обращались к почте с предложением кредитования, но если придут, почтовики готовы рассмотреть их заявки, поскольку считают потребительское кредитование перспективным. «Проект должен пойти: только за первую неделю августа мы заключили 193 договора на получение кредита, — сообщила Марина Ефимова. — Думаю, у проекта будут плюсы на селе. Люди смогут пойти за деньгами на почту, если рядом нет банка. Не придется куда-то выезжать».
В «Хоум Кредит энд Финанс Банк» разделяют оптимистичный настрой почтовиков. И хотя экспресс-ссуды — самый рискованный вид потребительских кредитов, в банке не боятся возможного невозврата денег. «Величина невозврата находится на адекватном для бизнеса уровне, — подчеркнули в пресс-службе «Хоум Кредит энд Финанс Банк». — По состоянию на первый квартал 2006 г. она равна 14% по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности). Эту цифру мы показываем в международной отчетности. Она отражает задолженность, просроченную более чем на 90 дней». Разрабатывая проект, кредитное учреждение придумало, как оптимизировать риски. Деньги (до 30 тыс. руб. под 21% годовых) будут выдавать не всем, а только владельцам клиентской карты банка. Это люди, которые уже брали кредиты в «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и успешно погасили их. Сотрудники почты, прошедшие обучение, будут помогать клиенту заполнять электронную заявку и отсылать ее в банк. Но если эти меры предосторожности не помогут, существует еще одна — крайняя. «У нас есть собственная служба взыскания. Она работает с людьми, не выполняющими свои кредитные обязательства, — комментируют в банке. — На различных этапах этих работ привлекаются коллекторские агентства и юридические фирмы. Этот вид сотрудничества достаточно эффективный, особенно в регионах».
Валентина Муранова, председатель Уральского банковского союза, называет потребительское кредитование перспективным продуктом. Но она скептически относится к подобным масштабным проектам и усматривает в этом кредитные риски. «Главная задача — не выдавать кредиты, а качественно их обслуживать и обеспечивать их погашение, — настаивает г-жа Муранова. — Размер просрочки зависит от качества изучения клиента и от законодательной базы. Рынок растет так быстро, что мы сталкиваемся с нехваткой профессиональных кредитных инспекторов. Кроме того, отстает законодательное обеспечение. Например, мы не имеем доступа к данным МВД по утерянным паспортам. Уральский банковский союз обратился в декабре через Банк России к МВД с просьбой предоставить доступ к базе, но пока ответа нет».
Председатель Уральского банковского союза считает, что внедрение новой услуги «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не приведет к перераспределению рынка экспресс-ссуд. По ее словам, региональные игроки лучше знают свою территорию и не спешат разворачивать большие проекты кредитования в глубинке.
детали
Что такое «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» — член международной группы компаний Home Credit Group, которая:
n работает на восточноевропейском рынке потребительского кредитования почти десять лет,
n входит в международную группу компаний PPF, занимающуюся страховым, инвестиционным и банковским бизнесом,
n принадлежит крупнейшей страховой компании Чехии — Ceska pojistovna a.s., которая контролирует, согласно данным Чешской ассоциации страховых организаций, примерно 40% рынка страхования в стране, будучи основным активом группы.
В России банк работает с конца 2002 г. Он представляет на рынке два продукта: кредитные карточки и товарные кредиты в местах продаж. С июля 2006 г. банк запустил новый продукт — экспресс-ссуды.
Пять почтовых отделений в Екатеринбурге и одно в Нижнем Тагиле уже предлагают клиентам воспользоваться новой услугой.
Текст: Светлана Удилова. dk@apress.ru