Банк24.ру делает в бизнес-центре на ул. Московской неформальный штаб в духе «Яндекса», Google или «ВКонтакте» — для создателей сервиса «Кнопка». Посторонних посетителей в этом офисе не очень ждут.
Кредо «Клиент не должен ходить к нам в офис» сохранилось еще от предыдущих обитателей — сотрудников Инбанка. В конце прошлого года часть команды Инбанка перешла в Банк24.ру. Сам Инбанк свернул свою деятельность на Урале. Его офис, занимающий весь этаж в БЦ «МАН», пустовал недолго — в него переехала часть работников бэк-офиса Банка24.ру, но главное, специалисты, которые создавали сервис для предпринимателей «Кнопки». Идейный вдохновитель «Кнопки», первый зампред правления Банка24.ру БОРИС ДЬЯКОНОВ проводит здесь куда больше времени, чем в головном офисе на ул. Куйбышева. Захаживает сюда и бывший председатель совета директоров Инбанка, а ныне член совета директоров Банка24.ру ВЛАДИМИР ФРОЛОВ. Его кабинет не тронули. Зато остальное пространство изменили.
Две части офиса, занимающего весь этаж, соединены стильным бело-красным коридором
Конспекты здесь ведут по диковинной технологии - зарисовывая увиденное и услышанное
При переезде решили доработать внешний вид и планировку нового офиса Банка24.ру. «В офисах других банков мы не видели ничего, что бы нам понравилось, — говорит один из управляющих директоров «Кнопки» АНТОН СИЗОВ. — Банки, как правило, скучны в оформлении, их офисы похожи друг на друга. Мы стали смотреть, как оформлено пространство нефинансовых компаний, у Google, например. Была простая логика: когда перед людьми стоит задача быстро и качественно поднять крупный проект, нужно каждому создать условия для комфортной работы. Можно работать в темном грязном офисе за копейки, но так результата не добьешься».
Леонид Аркадьевич порицает любителей поесть
Темный проход в комнату отдыха расцвечен фонариками, которые сотрудники "Кнопки" привезли из Таиланда
Из этой посылки вывели основной принцип организации пространства: каждый сам за себя. На бытовом уровне, если кому-то не нравится, как стоит кресло, он берет и ставит его в другое место. Но есть оговорка — каждый сотрудник должен находиться в визуальном контакте с коллегами. Новый сервис — продукт командный, расселение по отдельным кабинетам будет заметно тормозить процесс, говорит г-н Сизов: «Человеку иной раз лень встать и до соседнего кабинета до¬йти, посмотреть, на месте ли нужный ему коллега. А так можно, не прерывая работу, задать какой-то вопрос, дать задание». Оформляли офис тоже под влиянием выходцев из IT-отрасли. По всем стенам развешаны картинки — гэги и коллажи по мотивам интернет-фольклора, доски для рисования и листки с конспектами — следуя технологии visual thinking, сотрудники не записывают, а зарисовывают увиденное и услышанное. Даже на первом этаже БЦ «МАН» в списке обитателей здания офис «Кнопки» обозначает нестандартная разноцветная табличка. Свой стиль здесь называют smart rebellion и считают его достаточно интеллектуальным, чтобы быть респектабельными, и достаточно бунтарским, чтобы не быть скучными.
Управляющий директор "Кнопки" Антон Сизов рассказывает о принципе smart rebellion
Рабочее пространство
Пространство разделено на две части. В одной сидят специалисты сервисного отдела, в другой — программисты. Соединяются обе части длинным переходом, в котором расположены call-центр, переговорная комната и кухня. Бело-красная гамма перехода, стеклянный потолок и декоративные камни в выемках пола задают общий тон в оформлении.
Call-центр здесь называют «комнатой боли»: его стены отделаны шипами — рельефная звукоизоляция. В переговорке висят картины с плачущими детьми. К ним в «Кнопке» отношение особое. «Я предложила их там повесить, потому что они действуют людям на нервы, — говорит дизайнер АНАСТАСИЯ СМЫШЛЯЕВА. — 15-20 минут там можно провести, а потом начинается дискомфорт. В принципе, долгие совещания — не стиль «Кнопки». Как считает дизайнер, дети — отличный мотиватор, чтобы не засиживаться, а идти работать дальше: они символизируют клиентов, которые как бы говорят: «Пока вы тут сидите, у нас проблемы, которые расстраивают нас». Но у Антона Сизова есть и свое объяснение картин в переговорке: «Она их туда повесила в отместку за то, что я переставил стол». Тут же висит флаг Швеции — в благодарность компании Ustwo, которая помогала Банку24.ру запускать «Кнопку».
Плачущие дети подгоняют совещания
Здесь проходят общие презентации компании
Рабочие места в офисе стандартны. Разработчики сидят в опен-спейсе, программисты и call-центр — в небольших отсеках-кубиклах. Полет фантазии начинается там, где они собираются все вместе. Так, в переговорной «комнате тишины» установлен стеклянный стол, на котором можно рисовать во время собраний. Комнатой тишины это помещение назвали сотрудники, которые используют его для изолированной работы — когда нужно сесть и сосредоточиться.
В презентационной зоне ключевой элемент — скрам-доска, идея которой тоже заимствована в IT. Она позволяет ставить задачи и отслеживать их выполнение почти в режиме реального времени так, чтобы это видели все. Над доской — фотография московского предпринимателя ЕВГЕНИЯ ВОЛКА, одного из несостоявшихся клиентов, который дипломатично выразил недовольство работой сервиса и желание посмотреть на его развитие через полгода. Фото повесили, чтобы был дополнительный стимул развиваться. Перед входом в презентационную зону — «звездная карта», где с помощью символов систематизированы компетенции каждого руководителя «Кнопки». Из нее мы узнаем, что г-н Дьяконов, например, владеет навыками продаж и продвижения. В комнате отдыха — xBox с большим телевизором, шведская стенка, настольный футбол и массажное кресло — привет от одного из давних бизнес-проектов Бориса Дьяконова.
Колл-центр, он же «комната боли»
«Мы договорились с Борисом, что раз он проводит тут только полдня, а мы — весь день, логично будет нам самим заботиться, как здесь все лучше организовать», — говорит г-н Сизов. Договориться об этом было тем проще, что расходы на апгрейд офиса уже заложены в общий бюджет проекта «Кнопка» и по крайней мере пока не превышают установленного уровня. На вопрос о том, призваны ли эти дизайнерские изыски настроить сторонних посетителей на определенное восприятие сервиса, Антон Сизов отвечает отрицательно. «К нам, безусловно, приходят клиенты и соискатели, — говорит он. — Но на соискателей организация офиса слабо влияет, они такое, как правило, уже видели. А клиентов мы у себя видим не так уж и часто, и это правильно. Что это за дистанционный сервис, если к нему нужно ходить ногами? Тем не менее, исторически сложилось, что кто-то из клиентов нас периодически навещает. Нам это необходимо, чтобы видеть клиента живьем. Но все, что мы сделали в этом офисе, мы сделали в первую очередь для себя».