Меню

Под угрозой рынок в 900 млрд. Импортные здоровые продукты выдавливают из магазинов

Зарубежные органические продукты с 2020 г. должны будут иметь российские сертификаты, получить которые невозможно. Ритейлу грозят миллиардные убытки, а выбор потребителей сузится еще сильнее.

Такие риски несет закон «Об органической продукции», который вступает в силу с 1 января 2020 г., пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо исполнительного директора «Русбренда» (объединяет Nestle, Danone, PepsiCo и пр.) Алексея Поповичева к главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву. Отдельные требования закона ставят под угрозу сам факт присутствия органической продукции в магазинах, что угрожает миллиардными убытками поставщикам и торговым сетям. 

В российской рознице сегодня большой выбор импортной органической продукции, которая прошла международную сертификацию, в основном в Евросоюзе. На упаковке таких товаров есть надпись «органический» — до вступления в силу закона это позволяло продвигать товар. Однако с 1 января 2020 г. такая продукция становится нелегитимной и должна быть отозвана из продажи. По факту продажа не запрещена, но использовать маркировку «органический» будет запрещено, а на смену упаковку уйдет несколько месяцев. 

Российских органических сертификатов у таких товаров нет, и получить их почти невозможно. В России работает только один аккредитованный орган сертификации, и его возможности ограничены. Более того, подзаконные акты, регулирующие порядок нанесения надписи «органик» и ведения реестра производителей, до сих пор не приняты, что не позволяет начать их производство с нового года. 

Чтобы снять риски для ритейла и покупателей органических товаров ассоциация просит министра сельского хозяйства организовать экстренное совещание. В Минсельхозе заявили, что письмо находится на рассмотрении.

Оборот рынка органической продукции в России оценивается, по данным Euromonitor International, в 900 млрд руб., причем на импортные товары приходится 80% категории. В компании Hipp, производящей органическое детское питание,  считают, что необходимо устранить законодательные пробелы, прежде чем вводить обязательные требования к маркировке. Другой выход — признать в России международные органические сертификаты, полученные в ЕС, США и Австралии, но при нынешней политической обстановке это вряд ли возможно, считает директор «Русбренда».