Работать с бизнесменами-бывшими военными — одно удовольствие, убеждены сами бизнесмены-бывшие военные. Истории экс-офицеров — как с ними работать, в чем их сила и слабости — на DK.RU.
Артем Колинько, собственник и генеральный директор «Ателье бизнес-решений», управляющий директор компании «Три бочки»:
А дальше прозрачности и понятности не стало. Помню тот момент, когда приехал в Екатеринбург, и меня никуда не брали на работу. Ходил на собеседования с директорами заводов, говорил, что у меня красный диплом. Они: «Это хорошо. А что ты умеешь?».
Говорил, что обучен командовать солдатами. Меня спрашивали, что я знаю. Отвечал: «Знаю, как ракета летит в космосе, обходя противоракетные системы». Тут поступал вопрос: «А компьютер знаешь?».
А я даже понятия не имел, с какой стороны к нему подходить. В итоге я устроился в мебельный магазин на Восточной — просто он мне понравился, и я зашел, попросился на работу. И через три года стал исполнительным директором бизнеса.
Почему так получилось: считаю, у нас было прекрасное образование. Я убежден, что в армии получил базовые вещи — это школа жизни, даже не МВА. Она дала лидерские качества и ответственность - когда тебе ставят задачу, и ты не можешь ее не выполнить. Берешь и делаешь, потому что за тобой Москва. Так меня воспитали в армии.
Мы, военные, оцениваем персонал своеобразно. Я всегда думаю про сотрудников: «Пошел бы я с ним в разведку?». Мы достаточно быстро принимаем решения об увольнении. Но мы четко знаем: солдат должен быть всегда сыт. Во время службы мне приходилось ночью идти выбивать кормежку солдатам у пьяных генералов, потому что на нас не выдали продовольственный аттестат. Армия воспитывает заботу о людях, и в бизнесе к подчиненным ты относишься так же.
Хотя, надо признать, первое время после увольнения из вооруженных сил, я был довольно жестким исполнительным директором — моих подчиненных бросало в дрожь, когда я их вызывал.
И я много лет работал и работаю над собой, выжигая военное прошлое. К слову, сейчас у меня прозвище в коллективе «Батя».
Когда я носил погоны, понимал: успешный пуск ракеты выполняет команда, профессионалы разных компетенций и возраста. Мне приходилось командовать людьми старше себя и по званию, и по возрасту. Считаю, это прекрасный навык, который тоже помогает в бизнесе. Плюс в армии всегда говорили: «Работать, имея деньги, может каждый. А ты попробуй решить задачу без денег». В такой реальности учишься добиваться целей с минимальными финансовыми ресурсами, понимаешь, что многие вопросы решаются путем разговоров, переговоров. Это тоже очень помогает сейчас. Плюс любой нормальный военный просчитывает ходы на несколько шагов вперед — это стратегия и тактика.
Мы структурированы и в то же время многовариантны — если трава должна стать зеленой к концу дня, так и будет.
И никого не волнует, как ты это сделаешь. Мы ценим пунктуальность — это одна из составляющих, которая помогает выстраивать на предприятии дисциплину и оценивать партнера - уважает он тебя, приходя на встречу вовремя, или нет. Мы видим и ценим вклад всей команды в общий результат и умеем объяснить любую задачу «дуракопоняно» — так, чтобы она была ясна каждому. Это позволяет четко работать с персоналом.
На мой взгляд, работать с бывшими военными — одно удовольствие. А когда меня спрашивают, отдал бы я своего сына в армию, отвечаю «Конечно, да». Потому что, несмотря на минусы, которых там много, это школа жизни, и мужиком мужика делает армия.
Владимир Мышенко, собственник интернет-магазина «Купитьорехи.рф», мобильного приложения «Колесо»:
Помню, встречался с одноклассниками, была середина 2000-х гг. Они спрашивают, как дела, какая зарплата. Говорю: «Все отлично. Зарплата 9 тысяч». Они: «Это в неделю? Или на бензин?».
Я: «Да нет, в месяц, итого». А ребята получили по 40 тыс. руб. Я понимал, что жизнь проходит мимо, что я деградирую, что нужно уходить. Дослужил до окончания контракта и в 2008 г. вышел за забор части.
Помню, будто бы попал в другой мир. Уволился из армии я в 2008 г., в разгар кризиса. Понимал, что нужно устраиваться работать по найму — свой проект я бы тогда не потянул. Просто потому, что не мог общаться с гражданскими людьми на их языке. Нужно было выучить русский и не использовать матерный — основной язык в вооруженных силах. По счастью, мне это удалось, и сейчас, когда общаюсь с кем-то из бывших сослуживцев, ловлю себя на том, что мат сильно режет слух. Я понимаю, о чем идет речь, но воспринимаю брань уже как иностранный язык.
Начинать мне пришлось с низов, а в армии у меня было 18 подчиненных. Хотя начальник, полковник запаса, предлагал сразу руководящую должность. Но я даже не понимал, о чем в компании говорят, удивлялся тому, что сотрудников надо, видите ли, «за-мо-ти-ви-ро-вать».
Я привык, что если говоришь подчиненному что-то сделать, он это выполнит. Не спросит: «Почему я?». Не скажет: «Мне за это не платят», «Я никому ничего не должен». В армии ведь все всем должны.
В итоге стал торговым представителем компании «Комус», ходил стучался в двери, показывал каталоги. Но научился всему очень быстро, стал территориальным руководителем, перешел в другой бизнес, а после, заскучав, запустил свои проекты.
Есть, конечно, багаж армейских качеств, которые больше мешают в бизнесе. Например, перфекционизм — что все должно быть параллельно и перпендикулярно, а что не параллельно и не перпендикулярно, то валяется. И еще то, что в армии круглое носят, а квадратное катают — и результат положительный. А подчиненным порой сложно объяснить, почему они должны действовать именно так — на их взгляд, неправильно.
Но армия дала мне и безусловный плюс — качества, благодаря которым ты можешь добиваться показателей, которые перед тобой поставлены — начальником или тобой самим.
Текст написан на основе выступлений в рамках проекта Business Episode, организатор — «Деловая Россия»