Понятие «биллинг» традиционно связывают с отраслью связи. Однако и в сфере жилищно-коммунального хозяйства биллинговые системы стали сегодня одним из важнейших элементов, обеспечивающих эффективнос
заместитель директора ООО «Единый Расчетный Центр».
Расчеты с потребителями — на аутсорсинг
На первый взгляд роль биллинга в процессе оказания услуг предельно ясна: компания, управляющая жилищным фондом, обеспечивает качественное и своевременное предоставление жилищных и коммунальных услуг жителям, а биллинговый оператор отвечает за расчеты между сторонами. Однако так может показаться только на первый взгляд. Биллинг — это сложный процесс, включающий множество этапов — от приема информации для начислений и собственно выставления счетов потребителям до организации сбора денежных средств и предоставления отчетности поставщикам услуг.
Стоит отметить, что и для крупных управляющих компаний, и для небольших товариществ собственников жилья работа с жителями не является основной деятельностью. Их профильная функция — это обслуживание жилищного фонда, заключение договоров с подрядчиками, а также поставщиками ресурсов для оказания коммунальных услуг, учет и контроль качества предоставляемых услуг. Зачастую их возможности ограниченны. И даже крупным управляющим компаниям весьма непросто организовать биллинг как информационно-технологическую систему, которая бы позволяла качественно проводить расчеты с жителями, вести персонифицированный учет по каждому лицевому счету и объекту, своевременно доставлять счета, а также принимать платежи для дальнейшего распределения их между поставщиками воды, тепла, электроэнергии и т. д.
Понимая это, многие компании, обслуживающие жилищный фонд, приходят к выводу — целесообразнее передать биллинговые функции на аутсорсинг, сосредоточиться на выполнении профильных задач, чем пытаться построить собственную систему информационно-расчетного обслуживания.
Ресурсы биллингового оператора
Используя инфраструктуру Единого Расчетного Центра, управляющая компания снимает с себя множество проблем. Елена Береснева, заместитель директора ООО «Единый Расчетный Центр»: «Наличие собственного постоянно развиваемого программно-технологического комплекса дает возможность как решать стандартные биллинговые задачи в рамках договоров с управляющими компаниями, так и реализовывать специальные проекты, оптимизирующие деятельность заказчиков. Наша система мониторинга действующего законодательства позволяет оперативно реагировать на любые изменения в жилищном законодательстве — и с точки зрения внесения корректировок в алгоритмы начислений, и с точки зрения предоставления абонентам наших заказчиков информации об изменениях».
Кроме того, сотрудничество с биллинговым оператором освобождает управляющую компанию от немалых организационно-финасовых затрат на печать, упаковку и доставку квитанций. Галина Якшинская, начальник отдела по работе с заказчиками ООО «Единый Расчетный Центр»: «В 2007 г. наши абоненты первыми в городе стали получать квитанции в фирменных конвертах. И это лишь один из примеров защиты персональных данных. В настоящее время мы обладаем всеми необходимыми ресурсами для защиты данных как на организационном, так и на техническом и программном уровнях».
начальник отдела по работе с заказчиками ООО «Единый Расчетный Центр».
Информационное обслуживание и прием платежей
Каждая управляющая компания не понаслышке знает, с какими трудностями сопряжена работа, связанная с информационным обслуживанием населения. Елена Береснева: «Сколько бы домов ни находилось на обслуживании в управляющей компании — один или несколько сотен, жители все равно будут задавать множество вопросов: про тарифы, нормативы, льготы, субсидии, перерасчеты. Единый Расчетный Центр предоставляет возможность получить консультацию по названным темам любым удобным способом: на сайте компании, через сall-центр — по телефону или отправив сообщение с вопросом на пейджер, в районном отделении. Вот уже несколько лет только в наших районных отделениях горожане оформляют документы на получение субсидий и муниципальных выплат».
Что касается приема платежей, то управляющая компания, конечно, может организовать его своими силами: заключить договор с банками, почтой либо посадить своего бухгалтера принимать платежи. Но с точки зрения удобства жителей гораздо проще использовать обширную инфраструктуру, созданную ЕРЦ. Галина Якшинская: «Абоненты Единого Расчетного Центра имеют возможность оплачивать квитанции в любом районе города в любое удобное для себя время, в том числе в любой точке собственной сети ЕРЦ. Сделать это можно за считанные минуты — по дороге домой или на работу, отправившись на прогулку или за покупками. В распоряжении плательщиков — более 100 собственных касс и терминалов компании, расположенных в местах наибольшей проходимости: крупных торговых и торгово-развлекательных центрах. Также квитанции ЕРЦ принимаются без комиссии во всех крупных банках города — а это еще порядка 900 точек. Единая квитанция, многообразие форм оплаты, обширная сеть пунктов приема платежей — все это, как показывает практика, повышает собираемость платежей в среднем на 5-7%».
Собрав денежные средства от населения, ЕРЦ обеспечивает их оперативное зачисление на расчетные счета управляющих компаний и поставщиков услуг. Елена Береснева: «Ежемесячно мы предоставляем всю необходимую отчетность для наших заказчиков по всем финансовым операциям, тем самым освобождая их от трудоемкой рутинной работы».
Пакетные предложения партнерам ЕРЦ
Сегодня число лицевых счетов, обслуживаемых ЕРЦ, близится к полумиллиону. Галина Якшинская: «Мы работаем и с крупными управляющими компаниями с жилищным фондом до 60 тысяч лицевых счетов, и с небольшими ТСЖ, в управлении которых, например, может быть только один или несколько домов».
Одним из заказчиков биллинговых услуг Единого Расчетного Центра является ООО УК «Шарташская». Владимир Суставов, один из руководителей ООО УК «Шарташская»: «ЕРЦ предлагает разные варианты сотрудничества, но для обслуживания жилого массива в Екатеринбурге мы заказали полный комплекс биллинговых услуг. Чем содержать свой штат специалистов, гораздо удобнее пользоваться уже созданной системой. Работа с начислением платежей с учетом льгот и субсидий требует кадровых, организационных ресурсов, а привлечь их не так-то просто. ЕРЦ освобождает нас от этих затрат, биллинговый оператор не только начисляет платежи и распечатывает квитанции, но и доставляет счета до ящиков абонентов, берет на себя всю работу с населением — от консультирования до приема денежных средств от потребителей услуг. Уникальный опыт работы, использование собственных технологических решений дают возможность ЕРЦ эффективно решать те задачи, которые мы перед ним ставим».
Отвечая пожеланиям заказчиков, ЕРЦ постоянно изучает ситуацию на рынке биллинга и предлагает свои услуги с учетом специфики и особенностей различных компаний. Галина Якшинская: «Крупные управляющие компании, как правило, заинтересованы в комплексном сервисе, включающем начисления за жилье и коммунальные услуги, ведение лицевых счетов и консультационное обслуживание абонентов; печать, упаковку и доставку платежных документов; сбор и учет платежей. Небольшие ТСЖ, при малом количестве лицевых счетов, могут выбрать свой, удобный именно для них пакет услуг. Также нами разработан специальный пакет услуг для новостроек, обеспечивающий своевременность расчетов владельцев квартир с поставщиками коммунальных услуг».
+7 922-140-60-48,
www.erc.ur.ru