Чинно, благородно Говорить о рынке элитных автомобилей на Урале пока очень трудно. Теоретически, конечно, можно причислять к элите армады «мерсов» или «бумеров», особенно с шильдиками известных тю
Чинно, благородно
Говорить о рынке элитных автомобилей на Урале пока очень трудно. Теоретически, конечно, можно причислять к элите армады «мерсов» или «бумеров», особенно с шильдиками известных тюнинговых ателье — AMG, Brabus или «M». Но машины, на которых до сих пор многие добираются «из кабака в сауну» или на «стрелку», называть элитными все-таки нельзя. Иное дело, класс Rolls-Royce, Porsche, Bentley, Ferrari, или Lamborghini. Того, кто владеет подобным транспортным средством, в любом уголке мира автоматически причисляют к сливкам общества.
Сказать, сколько по городу колесит элитных и редких авто, в ГИБДД по непонятным причинам отказались. Пришлось воспользоваться услугами людей, имеющих (надо полагать, не без помощи «неподкупных» сотрудников ГИБДД) базу данных «Спрут» за март 2004 г. В означенной базе обнаружились 3 Rolls-Royce, 1 Aston Martin DB-7, 10 Hummer, 1 Maserati 3200GT, 35 Porsche, 58 Jaguar и 1 Lamborghini, зарегистрированный на имя некоего г-на Фролова. Следов Ferrari, Bentley, Lotus, MacLaren, Bugatti и других редких и супердорогих марок в Екатеринбурге не обнаружено.
Официально из всех перечисленных марок на Урале работают салоны лишь двух производителей: Porsche и Jaguar (об этом чуть позже). Однако на самом деле в Екатеринбурге есть возможность по официальным каналам купить куда более дорогой и элитный автомобиль — Maybach. Заказы на, пожалуй, самый роскошный седан в мире принимают в Екатеринбурге оба дилера DaimlerChrysler. Правда, есть одно «но»: фактически никто из них не имеет права продавать Maybach. Дилер лишь регистрирует заявку клиента и пересылает ее в офис генерального импортера «Даймлер Крайслер Автомобили Рус», где с клиентом начинает работать уже персональный менеджер.
По словам менеджера по продажам автосалона «Дельта-Центр» Алексея Галкина, первый Maybach в регионе появился совсем недавно — всего пару месяцев назад. Владельцем стал неназванный бизнесмен из Челябинска (покупателем первого автомобиля в России был председатель совета директоров компании «Русский Стандарт» Рустам Тарико, выложивший в 2003 г. за автомобиль полмиллиона евро). В Екатеринбурге счастливчиков еще нет, но известно, что на Среднем Урале по крайней мере два человека уже подали через «Дельта-Центр» заявку на Maybach. Один из них — владелец сети супермаркетов «Кировский» Игорь Ковпак, он стоит в очереди на автомобиль с прошлого года. Другой — неизвестный бизнесмен от металлургии. Последний заявил о своем желании купить Maybach несколько недель назад.
В 2002-2003 гг., когда заказы на Maybach только начали принимать, автомобиль был в дефиците. На всю Россию в 2003 г. было выделено всего 12 экземпляров. Сейчас квоты нет, на складе ждут своего часа 5 авто в стандартной, если можно так выразиться по отношению к Maybach, комплектации. Их доставят заказчику через 3-4 недели. Желающим заказать автомобиль с дополнительными опциями придется подождать. Например, сейчас идет запись на осень, и если «металлург» действительно сделал заказ, то машину он получит уже в сентябре или октябре. Игорь Ковпак собирается справиться о судьбе своей заявки после того, как вернется c Чемпионата Европы по футболу.
Maybach выпускается в двух вариантах — Maуbach 57 и Maуbach 62. Подобно яхтам, цифры в данном случае означают длину: для «короткой» версии это 5,72 м, для «длинной» — 6,16. Maybach 57 в базовой комплектации будет стоить 310 тыс. евро, а Maybach 62 — 360 тыс. евро. Как считает Алексей Галкин, высокая стоимость и осторожность по отношению к потенциальным покупателям немецкого концерна существенно ограничивают круг владельцев легендарного автомобиля: Рассчитывать на то, что здесь будет пять или десять машин, вряд ли стоит. Я думаю, максимум, который способен переварить местный рынок, 1-2 машины. Все-таки автомобиль дорогой. Не для каждого. И потом, DaimlerChrysler очень осторожно подходит к лицам, которые подают заявки на Maybach, проверяет их. Бывает, что и у дилеров запрашивает анкетные данные по тому или иному клиенту.
Первые и официальные
Из всех спортивных элитных марок официально на Урале представлен лишь Porsche. Продавать и обслуживать культовый немецкий автомобиль имеет право автосалон «Премьер-Порше», расположенный в Верхней Пышме1. Формально предприятие является субдилером российского импортера — московской фирмы «Спорткар-Центр». Но если принять во внимание, что верхнепышминский автосалон — вообще единственный представитель этой марки в российской провинции, получается, «Премьер-Порше» — полновесный дилер.
Первые Porsche в Верхней Пышме продали совсем недавно — в конце прошлого года. Примечательно, что тогда бизнесмены даже не имели статуса субдилера и просто рискнули, решив заняться новой маркой. Андрей Томиловских, коммерческий директор автосалона «Премьер-Порше»: В декабре 2003 г. c помощью нашего партнера в Финляндии мы завезли два автомобиля — Cayenne Turbo, Cayenne S. Первый стоил 150 тыс. евро, второй — чуть меньше. Это были первые автомобили в России. Мы сильно рисковали, вложили свои средства. Но уже через месяц оба автомобиля «ушли», так что расчет был верным.
На Cayenne у уральских представителей немецкой марки особые виды. «Пожиратели автобанов» от Porsche всегда притягивали тонкую прослойку состоятельных автомобилистов. Однако теперь к любителями агрессивного стиля вождения прибавились и знатоки внедорожников. Как утверждает Мария Ваганова из «Спорткар-Центра», с выходом на рынок Cayenne изменилась даже структура продаж компании. Если раньше львиную долю машин потребляли Москва и Санкт-Петербург, то сейчас число региональных покупателей заметно выросло.
Планы у «Премьер-Порше» прямо-таки наполеоновские — продавать 20-30 автомашин в год. В настоящее время «Премьер-Порше» заканчивает постройку отдельного помещения автосалона Porsche. Открытие запланировано на осень. По словам Андрея Томиловских, спрос на автомобили относительно высокий, и это подтверждают итоги 5 месяцев нынешнего года — своих владельцев нашли 6 машин. Пять из проданных авто — внедорожники и один Carrera 4. Андрей Томиловских: Продавать и обслуживать Porsche, может быть, не так выгодно, как «Жигули», но этим приятно заниматься. Это машина для определенного круга, вторая или третья, не на каждый день. Поэтому и дорожат ею клиенты как самой любимой, ценной вещью. Жаль, что наше дилерство пока стоит под вопросом. Porsche настроено критично по отношению к России — некачественный бензин, плохие дороги.
Английский элитарный автопром представлен на Урале маркой Jaguar. Ее продажей и обслуживанием в регионе занимается компания «Автоленд» на правах субдилера московской Musa Motor. Автосалон Jaguar начал работать в мае прошлого года, хотя отдельное помещение для «английских кошек» было достроено осенью 2003 г. Как утверждает главный менеджер марки в Екатеринбурге Петр Тимошпольский, менее чем за год компании удалось реализовать около 6 автомобилей: большинство из них X-type (от 38,5 тыс. евро) и S-type (от 55,5 тыс. евро) и один представительский XJ, цены на который начинаются с 85 тыс. евро. По мнению г-на Тимошпольского, элитная английская марка будет пользоваться невысоким, но стабильным спросом в Екатеринбурге: Во всем мире Jaguar предпочитают обеспеченные художники, люди искусства, шоу-бизнеса. У нас, конечно, такой клиент пока редкость. Но в любом случае, по моим наблюдениям, Jaguar стараются покупать те, кто хочет выделиться из общей массы, люди с нестандартным мышлением.
Частный «изввоз»
Большинство находящихся в Екатеринбурге редких элитных автомобилей были проданы не официальными дилерами в России. Львиная доля этих машин — 5-7-летки. Например, из трех Rolls-Royce, состоящих на учете в Екатеринбурге, — два 1997 г. выпуска и один аж 1993-го. Единственный в Екатеринбурге Maserati выехал за ворота родного автозавода пять лет назад.
Вторичный рынок в сегменте элитных моделей Екатеринбурга существует уже давно и гораздо дольше официального. Покупать новые автомобили эксклюзивных марок в провинции до недавнего времени считалось нормальным именно с рук. Поставки осуществляются по традиционной схеме: желающие приобрести нечто эксклюзивное либо самостоятельно едут за границу, либо заказывают машину специализированным фирмам. Как утверждает частный предприниматель Игорь Еремеев (в прошлом — перегонщик автомобилей, ныне он сводит перегонщиков и покупателей на одной из стоянок города), привезти Porsche стоимостью 100 тыс. евро или VW Passat стоимостью 15 тыс. евро стоит примерно одинаково. При благоприятном исходе затраты на перегон составляют 2 тыс. евро. В Европе нужный автомобиль находит партнер перегонщика, отправляет его паромом до Финляндии, где его уже забирает и гонит своим ходом через Выборг и Санкт-Петербург нанятый водитель. Разумеется, если клиент пожелает застраховать авто на время перегона или организовать охрану из пары автоматчиков, стоимость услуги превысит 2 тыс. евро.
Однако в настоящее время, по словам Игоря Еремеева, эксклюзивные машины попадают на местный рынок через границу чрезвычайно редко. Во-первых, все легче купить такую машину у официального дилера уже в Москве. Во-вторых, самим перегонщикам гораздо выгоднее заниматься потоком относительно дешевых массовых моделей. Игорь Еремеев: Пригонять элитные машины, я считаю, глупо. У этих автомобилей на местном рынке даже цены нет как таковой. Вот если вы меня спросите, сколько стоит Maserati Quartoporde, скажем, 2001 г. выпуска, я боюсь, что не смогу вам ответить. Потому что нет спроса на эту машину. Я должен буду полистать каталоги, посмотреть, сколько она стоила новая, потом по немецким каталогам определить, сколько она теряет в цене. Высчитать эту потерю, приплюсовать затраты на доставку, растаможивание… В общем, это целая арифметика.
Наконец, свою роль в снижении потока элитных машин из-за рубежа сыграл Государственный таможенный комитет России — в прошлом году он еще более усложнил процедуру ввоза физическими лицами автомобилей дорогих брендов. Меры объясняют борьбой с «серым» импортом и занижением таможенной стоимости эксклюзивных машин. По словам таможенников, сейчас широко распространена схема ухода от полной уплаты таможенных пошлин, когда дорогая модификация машины декларируется по цене самой простой комплектации. Таможенное оформление автомобилей самых престижных марок отныне проходит только при участии Главного управления федеральных таможенных доходов. Правило распространяется на Aston Мartin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Hummer, Lamborghini, Lotus, Maserati, Porsche, Rolls-Royce, Maybach, а также на модели Volkswagen Phaeton, Volkswagen Touareg, BMW Z8, Infiniti, Lexus LS430, Lexus LX470, Jaguar XJ. Самые дорогие иномарки можно оформить только на таможенном посту «Автомобильный» на 34-м км Московской кольцевой автодороги.
Будущее не за горами
Грядущее сегмента автомобильного luxury на Урале экспертам представляется в радужных тонах. Даже если больших прибылей операторам этого рынка толстосумы не принесут, спрос все равно будет стабильно расти в течение ближайших 5-10 лет. Это подтверждают и новости об открытии в Москве и Санкт-Петербурге автосалонов все новых и новых экзотических марок. Так, в сентябре 2003 г. московская компания Мusa Мotors и BMW подписали соглашение о сотрудничестве для продажи автомобилей Rolls-Royce. В рамках автомобильной ассоциации Musa Motors создано подразделение Rolls-Royce Motor Cars Moscow.
Салон Rolls-Royce в Москве открылся совсем недавно — в марте этого года.
Осенью 2004 г. в России откроется первый и единственный автосалон английской марки Bentley. О начале строительства нового выставочного зала размером около 600 кв. м в Треы Continental GT в феврале 2003 г. Продвигать марку Bentley в России будет известная компания «Группа Меркурий», которая является представителем таких брендов, как Armani, Breitling, Chopard, Faberg и Tiffany. Осенью 2004 г. в Москве появится дилер легендарной марки Aston Martin, автомобили которой не раз использовал лично агент 007. Весной этого года заработали дилеры Ferreri/Maserati и Lotus (компания «Арес Трейдинг»).
Прихода новых люксовых марок на Урал, видимо, осталось ждать совсем не долго. Правда, как полагают эксперты, скорей всего, продавать и обслуживать элитные автомобили будут пока что в мультибрендовых салонах. Такой формат позволяет бизнесменам при минимуме затрат обеспечить требуемый уровень продаж: один клиент купит Lamborghini, другой пожелает иметь в своем гараже Bentley. Как рассказал «ДК» Андрей Томиловских, его компания уже разрабатывает концепцию такого «автомобильного бутика». Назвать конкретные сроки открытия г-н Томиловских отказался. Известно лишь, что автосалон разместится на фешенебельной ул. Красноармейской и там будут представлены как дорогие спортивные марки, так и консервативные роскошные седаны. Кстати, в Санкт-Петербурге уже имеется опыт такого автобизнеса: бывший глава российского подразделения химического концерна Henkel Генрих Шнайдер открыл в 2003 г. автосалон Schneider. Rich Man Toys («Игрушки для богатых людей»). Он ориентирован на продажу супердорогих автомобилей марок Ferrari, Maserati, Aston Martin. Поставляются дорогие машины из автоцентра немецкой фирмы Tamsen со штаб-квартирой в Бремене. В их стоимость включены расходы на доставку и растаможку. По планам на 2004 г. Schneider. Rich Man Toys продаст в России 18 Ferrari, 10 Aston Martin и 12 Maserati.
Обратная связь:
kazarin@apress.ru