Эксперты признают: стройкомплекс Екатеринбурга переживает трудные времена – компаниям приходится биться с генподрядчиками в судах за заработанные деньги и делить рынок с фирмами-однодневками.
Юрий Чумерин, директор Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области:
Ситуация в строительном комплексе области сейчас непростая: продолжаются неплатежи – заказчики стараются рассчитаться по-минимуму с генподрядчиками, генподрядчики – с субподрядчиками. Мотивируют тем, что компания или не выполнила объем работ, на который договаривались, или качество работ плохое. По сути, чаще всего это придирки. У подрядных организаций, особенно малых и средних, нет юристов, которые могли бы отстоять интересы компании в суде. Да и средств на таких специалистов нет. В результате многие не выдерживают, вынуждены банкротиться, уходить с рынка. Мы в рамках СРО начали помогать нашим членам, оказавшимся в сложной ситуации: Комитет строительного контроля выходит на объекты, проверяет, обоснованы ли претензии заказчика или генподрядчика к качеству работ, к якобы невыполненным объемам. И выдает свое заключение – с таким документом уже проще отстаивать свои права.
Также областная Комиссия по ценообразованию в стройкомплексе при правительстве Свердловской области, может только рекомендовать всем участникам рынка использовать при расчете за выполненные работы с подрядчиками коэффициенты инфляции по видам работ, что составляет порядка 5,3%. Эти расчеты отвечают затратам строителей на бюджетных и коммерческих объектах. Но сейчас многие крупные структуры этот показатель или вовсе в расчет не принимают (он ведь всего лишь рекомендован, а значит, не обязателен), или существенно его занижают – до 3,5. Чтобы работать на таких условиях, подрядчику нужно выкручиваться: покупать некачественные материалы или платить рабочим 12-13 тыс. в месяц. За такие деньги даже гастарбайтеры уже работать не будут! В Нижнем Тагиле и других городах коэффициент инфляции составляет всего 3,5. Вот как компаниям работать с высоким качеством? Мы уже обратились в Комиссию по сложившейся ситуации для выработки мер.
Помощь и внимание властей всех уровней должны быть обязательно для такой сложной отрасли как строительство. Задачи перед ней стоят внушительные – сдавать больше 1 млн кв. м. жилья в Екатеринбурге ежегодно. Город справляется, но не хуже работают и другие миллионники - Новосибирск, Челябинск и Казань. Особенно Челябинск. В 2011 г. в этом городе сдали на 54% больше квадратов, чем в 2010. А в 2012 г. ввели на 33% больше кв. м., чем годом ранее – 1 002 млн кв. м.
Вячеслав Трапезников, исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала»:
Подрядный рынок Екатеринбурга можно разделить на две группы: первую составляют компании, работающие более шести лет. Есть даже такие игроки, которые существуют 20 лет и все это время ни разу не меняли юрлицо! Это бриллиантовый фонд нашей стройиндустрии, состоявшиеся организации, которые прошли огонь, воду и медные трубы и могут решать практически любые производственные задачи. Им доступны все мировые технологии. Сразу оговорюсь: на строительных выставках в Европе или США можно увидеть технологии, которые в Екатеринбурге не представлены. Но в городе их нет просто потому, что они не подходят под наши климатические условия. Все остальное – в избытке.
Вторая группа игроков – молодые предприятия. Опознать их можно по допуску, купленному в коммерческой СРО. Они берутся за любую работу не зависимо от своей компетенции, квалификация у их работников, как правило, очень низкая. Умирают такие конторы быстро. И так же оперативно создаются вновь. Причем имя им легион – такие подрядчики оказывают серьезное давление на рынок. По всем сферам: в эту группу входит целый спектр предприятий - от отделочников до скороспелых генподрядчиков. Таких игроков вообще не было бы на рынке, если бы был найден способ борьбы с коммерческими СРО. Но пока эта проблема не решена, а только усугубляется. В итоге этот планктон работает, и избавиться от него рыночная экономика не может. Да и не должна – так или иначе, такие подрядчики создают конкуренцию, здоровый хаос. Решать, кто будет работать на стройках, а кто - нет, должен рынок.