Каково вести промоутерский бизнес, устраивать чемпионские поединки в Екатеринбурге и зачем создавать ТВ-канал о боксе? Интервью Алексея Титова, организатора боев Ковалев — Чилемба и Штырков — Монсон.
Бои профессиональных боксеров высокого класса — это не только спорт, но и шоу, а также большой бизнес. Здесь всем заправляют промоутеры: они организуют бои, продвигают боксеров и ищут для них соперников.
Поединки за титул чемпиона мира достаточно редко проходят в России — чаще всего их устраивают в США и Европе. Одно из немногих исключений — бой чемпиона мира в полутяжелой категории Сергея Ковалева и претендента на это звание Айзека Чилембы. Поединок прошел в Екатеринбурге 11 июля, и его организацией занималась промоутерская компания Titov Boxing Promotions, а финансировала бой Русская медная компания.
Исполнительный директор Titov Boxing Promotions Алексей Титов рассказал DK.RU о том, как строится бизнес в этой сфере, зачем создавать специальный канал о боксе и почему боксеры из стран СНГ стали заметнее в мировых рейтингах.
Каково состояние профессионального бокса в России? Пять лет назад, пожалуй, особо ярких звезд и не было, за исключением нескольких человек.
— За последние годы спортсмены-выходцы из стран СНГ серьезно заявили о себе. В топе мирового бокса россияне Сергей Ковалев, Руслан Проводников, Евгений Градович, Дмитрий Михаленко, украинец Василий Ломаченко, который делает свою невероятную историю в Америке. Всего лишь за семь профессиональных боев он стал чемпионом мира в двух весовых категориях, это уникум. Казахстанский боксер Геннадий Головкин — национальный герой, а на профессиональном ринге не оставляет шансов ни одному из своих соперников. Именно эти спортсмены и интересны американскому телевидению за счет яркого бокса, который они показывают, и за счет их жизни.
Америка уже избалованная, насытившаяся страна, где люди неплохо зарабатывают. А бокс очень жесткий спорт, и трудно стать чемпионом, когда в жизни все хорошо и ты спишь на шелковых простынях. Нужно проявлять характер, мужество, силу воли, перешагивать через свои внутренние барьеры — не каждому это удается. Поэтому российские спортсмены и выходцы из стран СНГ как раз-таки интересны. Они голодны до побед, больших боев, серьезных гонораров — для каждого это бизнес, и для боксеров в том числе. Все хотят хорошо заработать, чтобы обеспечить себя и свою семью, и наши спортсмены цепляются за эти шансы, за большие бои, где они изначально не бывают фаворитами. Но выходя на ринг, переламывая себя, они выигрывают поединки и становятся звездами. Не у каждого бы хватило мужества и терпения.
Есть разница по подготовке между боксерами из Америки и стран СНГ?
— Я не раз был в США и видел изнутри, как построен бизнес профессионального бокса и тренировочный процесс. Да, там высококлассные спортсмены, которые показывают интересный бокс. Но их подготовка полностью основана на фитнесе: больше пробеги, сделай больше подходов, покажи темп выше. И в США хорошие врачи — они очень сильно продвинулись в плане восстановления, чтобы максимально быстро восстановить спортсмена после больших нагрузок и вывести его на пик формы за короткий период. Но там забыли, что такое непосредственно сам бокс.
У нас же вся подготовка спортсменов встает на научную основу. Мы даем базовые знания именно бокса: от чего идет удар, как работает биомеханика, как передать импульс тела в конечную точку, чтобы нокаутировать соперника, занимаемся рефлексами и психологией спортсмена.
Сейчас мы работаем над открытием собственной школы, где с детства будут готовить боксеров и бойцов смешанного стиля. Одну базу планируем разместить на Урале, а вторую на юге, например, в горах Сочи. Подготовка на высоте необходима для набора физической формы.
Во сколько обойдется создание таких баз?
— Думаю, для строительства хватит 150-200 млн руб. Это не такие большие деньги для подобного инвестпроекта, и работать он будет не только на нашу команду. Такие базы для спортсменов востребованы, потому что проходить полный курс подготовки сейчас негде. Курс включает в себя массаж, бани, галокамеры, медицинский корпус, психологов...
Самое главное для спортсмена — развивать мозг, потому что работает прежде всего он. Глупых спортсменов на высоком уровне нет: все, кто доходят до определенного этапа и зарабатывает хорошие деньги, — умные и дисциплинированные люди. Дисциплина — это вообще неотъемлемое качество в спорте. Вовремя встать, поесть, лечь, не поддаться повседневным соблазнам очень трудно. Если человек хочет добиться высоких результатов, то должен отвлечься от всего, жить и питаться по режиму — подготовка расписана по минутам. Например, Майк Тайсон начал проигрывать, когда умер его наставник Кас Д'Амато. Он пошел по наклонной, в его жизни появились алкоголь, наркотики, девушки и прочее. Если бы Тайсон продолжал развиваться как спортсмен, ему бы не было равных — базовые знания, которые в него заложил Кас Д'Амато, были уникальными в то время.
Актуальна ли сейчас проблема договорных боев?
— Она была актуальна, когда боксом в Америке рулила мафия — в 30-е годы. Тогда не было ни телевидения, ни других крупных игроков, и все деньги были от ставок. Мафии нужно было понимать, кто должен победить, чтобы больше заработать. Но с момента появления телевидения это прошло — ему невыгодны «договорняки». Хотите подставные бои — идите в реслинг. В боксе такого нет, побеждает сильнейший. Если будет видно, что бой подставной, ТВ-рейтинги упадут. Это невыгодно и спортсменам: если он проиграл сегодня, его следующий гонорар будет меньше. Проиграл дважды — карьера вообще может закончиться.
А гонорары боксеров самые большие в мире спорта. Например, Флойд Мэйвезер за бой с Мэнни Паккьяо получил $300 млн, а Паккьяо — $150 млн. Ни один спортсмен в мире не зарабатывал больше.
Вопрос — а сколько зарабатывают российские боксеры?
— В России топовые боксеры сейчас получают несколько миллионов долларов за бой, но нужно понимать, что это зарабатывает не один человек, а вся команда. У боксера есть обязательные выплаты менеджеру, тренеру, налоги... Бывает, что в Америке после всех выплат останется меньше половины суммы — там на налоги уходит порядка 30%. Наши спортсмены и команда в этой сфере зарабатывают больше, чем могли бы в любой другой со своими знаниями и талантами. Вообще заниматься промоутерским бизнесом в России сегодня настолько же интересно, как и в США.
Как распределяется структура доходов, на чем вы зарабатываете больше?
— Сейчас основные деньги на организацию боев поступают, конечно, от партнеров: весь очень немаленький бюджет покрывает Русская медная компания. Все остальное: продажа билетов, трансляции — уже идет в плюс.
Как привести HBO на Урал
Боксерский бизнес формирует сторона, которая за все платит. В Америке это телевидение — например, крупный канал HBO. В России же ситуация иная, отмечает г-н Титов. Бокс показывает довольно высокие рейтинги — например, последний бой Сергея Ковалева собрал 3,5 млн зрителей — но телеканалы не платят деньги, сопоставимые с затратами на организацию мероприятия. У топовых боксеров гонорары очень большие, поэтому их поединки здесь финансируют в основном крупные компании — «Роснефть» и Русская медная компания. Первая чаще работает в Москве, а вторая — на Урале. Алексей Титов говорит, что сотрудничество с Русской медной компанией было общей идеей: с ее руководством у них одинаковые взгляды и представления о жизни и о том, как должно развиваться государство и общество.
Как вы договорились с HBO о трансляции боя Сергея Ковалева?
— В первую очередь был их интерес. У канала HBO огромные бюджеты, позволяющие делать такой продукт, который мы, к сожалению, в России пока делать не можем. Аудитория бокса в США постоянно растет, потому что телеканал вкладывается в раскрутку самого бокса и боксеров, бои которых транслирует. Это различные шоу и программы, которые показывают боксеров с другой стороны: семья, быт, подготовка, цели и мечты. Это интересно обывателям. В этом же направлении сейчас идет «Матч-ТВ», и это круто, так и нужно делать.
Возможно, бесплатное телевидение в России, тот же «Матч-ТВ» или «Первый канал», тоже смогут платить за организацию боев. Может, все же разовьется наш проект «БоксТВ» — платный канал, где подписка стоит порядка 100 руб. в месяц. Этот проект в начальном состоянии, как бизнес он пока не приносит денег — люди не готовы платить. Это мы проходили при организации самих поединков: люди хотели идти на бокс, но не хотели покупать билеты. Сегодня они уже понимают, насколько интересны такие мероприятия.
Как «БоксТВ» развивается сейчас и что планируется сделать, чтобы платная модель канала заработала?
— Проект показывал хорошую динамику и высокие рейтинги, когда им полностью занималась наша команда. Но у нас в проекте миноритарная доля, а основная — у боксерского промоутера Сергея Трофимова и его партнера. У них свое мнение, и мы уже устали спорить по разным вопросам, поэтому пока полностью отошли в сторону. Но когда мы отстранились, у канала начался ступор, а сейчас уже видно падение. Диалог с партнерами сложный: они не готовы выкупить наш пакет в канале и не хотят полностью продать свой. Они совершили очень много ошибок. А мы готовы приобрести их долю, чтобы полностью контролировать проект и вести его в том направлении, которое задумывалось. Думаю, платная модель развития канала более вероятна. Мы ориентируемся не столько на плату каждого домохозяйства, как в США, а на плату сетей за своих абонентов. Допустим, у НТВ+ миллион абонентов, и если они будут платить за каждого своего абонента хотя бы 10 копеек, то это уже 100 тыс. руб. в месяц. Если собрать всех операторов в стране, и они бы платили от 10 копеек до 1 рубля за абонента, то канал может не только окупаться, но и зарабатывать, чтобы аккумулировать бюджет на развитие бокса и смешанных единоборств.
Почему нельзя использовать искусственные препараты
Еще две серьезные проблемы, с которыми сталкивается бокс, а соответственно, и промоутерский бизнес — допинг и взаимодействие с системой спорта. Ощущается нехватка не только финансирования, но и профессионалов на всех постах, считает Алексей Титов.
За последнее время в спорте было много скандалов, связанных с допингом. Насколько остро эта проблема стоит в боксе?
— Для профессионального бокса она очень актуальна. 6 мая, когда дрался Джефф Монсон, был еще один бой — Дмитрия Михайленко и Чарльза Манучи. Допинг-пробы тогда были только по моче. Кому бы из людей большого спорта я ни показывал запись боя, все в один голос говорят, что Манучи был «под чем-то». Мы за чистый спорт, и поэтому 4 ноября делаем матч-реванш: там будет также анализ крови до боя и после.
Кстати, все большие боксеры сейчас просят проводить серьезные тесты по олимпийской системе WADA — служба может приехать в любой день подготовки и взять анализ мочи и крови. Очень актуальна тема «чистого спорта». Сейчас много одобренных препаратов, искусственно созданных в лабораториях. В нашей команде есть человек, который старается внедрить систему, основанную на природных компонентах. И это работает. Живой пример — китайцы. Посмотрите их результаты на Олимпиадах, они заняли второе место, и при этом не употребляют ничего искусственного.
Искусственные препараты — большой бизнес, в который втянуты лоббирующие их врачи.
Когда я общаюсь с ними, то спрашиваю: почему они в разы превышают дозу препарата, нужную спортсмену? Для них это неудобный вопрос. А все объясняется просто. Человеческий организм так устроен, что клетка, которую мы хотим заставить работать на полную, впускает искусственные только при максимальной дозе. Но бесследно для человека это не проходит. А если мы хотим, чтобы спортсмены в будущем были успешными людьми в здравом рассудке и со здоровым телом, этого делать нельзя. Да, сегодня человек покажет результат, но завтра станет инвалидом. Мы не хотим такого нашим боксерам.
Справка DK.RU:
Компанию Titov Boxing Promotions основал отец Алексея — Герман Титов. С 1990-х годов он занимался тренерской деятельностью, проводил любительские турниры в Екатеринбурге. В 1998 г. было решено проводить соревнования среди профессионалов. Сначала в смешанном формате: кикбоксинг, тайский бокс, бои без правил, бокс. Бои проводились в Испании, Португалии, Узбекистане, Казахстане, на Украине, в Белоруссии, в США совместно с ведущими американскими промоутерами — всего порядка 250 турниров.
Герман Титов занимается стратегическим развитием компании, ведет переговоры с иностранными промоутерами и менеджерами, а также с крупными компаниями в России, Алексей занимает пост исполнительного директора.
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU