Подвеска + компьютер По оценке журнала «Автопилот», комфортабельная подвеска должна отличаться малой жесткостью и большим ходом при достаточно эффективном демпфировании колебаний кузова. Уп
Подвеска + компьютер
По оценке журнала «Автопилот», комфортабельная подвеска должна отличаться малой жесткостью и большим ходом при достаточно эффективном демпфировании колебаний кузова. Управляемость автомобиля, с другой стороны, требует уменьшения его продольных и поперечных кренов и, следовательно, увеличения жесткости упругих и демпфирующих элементов подвески, что необходимо для повышения чувствительности рулевого управления и уменьшения кинематических уводов колес.
Фирма Citroen подошла к решению этих вопросов комплексно. Достопамятный Citroen DS, появившийся в 1955 г., отличался не только авангардистским внешним видом, но и впервые примененной в легковом автомобилестроении гидропневматической подвеской. Как следует из названия, в подвеске использовались упругие элементы, заполненные газом, что обеспечивало ее мягкость. Оформлены они были в виде 4 небольших емкостей сферической формы — по одному элементу на каждое колесо.
Нагрузка на заполняющий упругие элементы газ передавалась не непосредственно, а через жидкость, отделенную от газа эластичной мембраной. Изменением количества жидкости в системе можно было регулировать величину дорожного просвета автомобиля в пределах около 100 мм, либо автоматически поддерживать клиренс и горизонтальное положение кузова вне зависимости от нагрузки. Жесткость подвески при этом оставалась неизменной. В дальнейшем гидропневматическая подвеска применялась на моделях Citroen GS, BX и CX.
Надежность этой достаточно сложной системы нареканий не вызывала, а возможность регулирования клиренса, хотя и не часто использовавшаяся в практической эксплуатации, служила эффектной рыночной приманкой. Качественно новыми свойствами обладала подвеска Hydractive (гидравлическая активная) автомобиля Citroen ХМ, появившегося в 1989 году. Подвеска по-прежнему гидропневматическая. Конструкция упругих элементов сохранилась, но их количество для каждой оси увеличилось до трех. Появилась возможность отключать дополнительные упругие элементы от общего гидравлического контура и тем самым управлять жесткостью подвески. При отключении жесткость увеличивается, при обратном подключении — уменьшается. Пределы изменения составляют 30-35%. Поскольку переключения происходят очень быстро — за 0,05 с, появилась возможность автоматического управления подвеской с помощью компьютера.
Режим работы подвески — мягкий (комфортабельный) или жесткий (спортивный) — водитель задает сам. Компьютер, соответственно, подключает или отключает дополнительный упругий элемент в подвеске. Но при движении автомобиля он непрерывно анализирует показания датчиков, собирающих информацию по таким параметрам, как угол и угловая скорость поворота руля, скорость перемещения педали акселератора, давление в тормозной системе, величина и скорость крена кузова, а также скорость самого автомобиля. И если режим работы задан мягкий, и сочетание поступающих в компьютер параметров указывает на возможность предстоящего резкого маневра, жесткость подвески автоматически увеличивается, повышая управляемость и устойчивость автомобиля. При переходе к плавной езде мягкий режим работы подвески восстанавливается. Если водитель выбрал жесткий режим, он выдерживается независимо от ситуации.
На новой модели Citroen Xantia установлена подвеска следующего поколения — Hydractive II. Ее конструкция и принцип действия — такие же, как и у пре-дыдущей. Используются те же датчики и тот же переключатель режима работы. Отличие состоит в том, что компьютер стал намного мощнее; несколько изменилась логика его работы. Если в Citroen ХМ подвеска устойчиво фиксировалась в заданном водителем состоянии и лишь иногда переходила в другой режим, то теперь клавиша задает лишь предпочтительность выбранного режима, т.е. продолжительность его включения в зависимости от дорожных условий. В положении переключателя «спорт» компьютер постоянно выдерживает жесткий режим, что не только повышает безопасность движения, но и удовлетворяет спортивные амбиции водителя. Но как только позволяют дорожные условия, подвеска смягчается. В положении «комфорт» жесткий режим работы будет включаться только в критических ситуациях.
Возникает резонный вопрос — почему при очевидных преимуществах гидропневматическая подвеска Citroen не используется на автомобилях других фирм-производителей. Возможно, это диктуется лицензионными соображениями. Но есть и другой ответ: на хороших дорогах и в обычных скоростных режимах ситуации, в которых бы явно проявлялся эффект работы подвески Hydractive, почти не возникают. На плохих же рядовой потребитель, жалея автомобиль, сам сбросит скорость, тем самым не позволяя подвеске полностью проявить свои достоинства.
Citroen’ы в Екатеринбурге
Их в качестве торгового агента завода-изготовителя уже второй год предлагает фирма «С-Про».
Как сообщил Илья Судаков, директор фирмы «С-Про», доставка новых авто идет непосредственно из Франции. Действовавшие до последнего времени таможенные пошлины более чем удваивали цены на автомобили, в частности заводские цены на Ситроены: AХ — $7 тыс., ZX — $10 тыс., Xantia — $12 тыс., XM — $18-20 тыс. Citroen XM в «С-Про» стоит $41-42 тыс. Доставка в течение двух недель после оформления заказа и оплаты (наличкой или банковским аккредитивом).
В прошлом году было продано 12 автомобилей. В этом году, вероятно, объемы продаж возрастут, поскольку таможенные тарифы уменьшены почти в 1,5 раза. Илья Судаков полагает, что уже в нынешнем году компания Citroen пойдет на строительство фирменной станции техобслуживания в Екатеринбурге. Наибольший доход в прошлом году фирме «С-Про» принесли продажа запчастей к автомобилям Renault и Peugeot, а также техобслуживание автомобилей французских и итальянских моделей. Кроме того, спросом пользуются гаражное оборудование и автомобильные аксессуары, в частности, акустические системы японской фирмы Alpine (магнитофоны, CD-Rom, ченджеры на 3-6 дисков, колонки), которые позволяют добиться эффекта домашнего театра в салоне автомобиля. Стоимость систем от $300.
«С-Про» арендует ремонтные площади у фирмы «Лорри» (бывший «СПОГАТ-1»), оборудованы пункт диагностики и подъемники, что позволяет одновременно обслуживать 6 автомобилей. «С-Про» практикует заключение договоров техобслуживания. В соответствии с которым клиент не реже раза в сезон проходит ТЭО в фирме, в ходе которого меняется масло, фильтры, устаняются мелкие неисправности. Полугодовое обслуживание обходится в сумму около $120. Услугами «С-Про» постоянно пользуются 35 автомобилистов, еще около 20 бывают более или менее регулярно. Большинство уральских автомобилистов стараются сэкономить и обойтись без фирменного техобслуживания. В результате нередко мелкая неполадка становится крупной.
«С-Про» — почти единственная фирма в городе, которая предлагает также различное гаражное оборудование: смазочно-заправочное, подъемно-транспортное, контрольно-регулировочное и диагностическое, слесарно-монтажный и специальный инструмент, разборочно-сборочное и ремонтное, шиномонтажное и шиноремонтное оборудование. Спрос на это оборудование в основном отечественного производства (московской фирмы «Гаро») особенно заметен весной. В ассортименте «С-Про» есть также антикоррозийные установки и моечное оборудование (как шланговое, так и автономное) стоимостью от 3 млн руб. Однако оно пользуется значительно меньшим спросом, хотя именно эти устройства существенно продлевают жизнь автомобильного кузова, а число специализированных моечных пунктов в городе можно пересчитать по пальцам.