Международный форум небоскребов в этом году прошел при аншлагах и стал «глубже»: говорили не только о высотках, но и о подземном строительстве. Екатеринбургу, например, посулили сеть подземных дорог.
Международный форум высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia прошел в Екатеринбурге в третий раз и отличился завидной явкой — к моменту открытия, 5 октября, на мероприятие зарегистрировались около 4 тыс. человек, в первый день форума в залах не было свободных мест, многие слушали выступления спикеров стоя.
Аншлаг в зале
И в фойе
Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
По оценкам организаторов, рекордное число слушателей собрала сессия о тенденциях развития современных городов» с участием президента Союза архитекторов России Андрея Бокова, вице-президента Союза московских архитекторов Ильи Заливухина, директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, Святослава Мурунова, руководителя Центра прикладной урбанистики — эксперты спорили, есть ли вообще в стране градостроительство, если учесть, что за последние 25 лет появилось всего четыре новых города, тогда как в СССР их отстроили с нуля в количестве 700 штук. И как нужно развивать мегаполисы в России, учитывая, что век автомобилей на излете.
Пленарное заседание, спикерами и экспертами которого стали, в том числе, сенатор Совфеда Аркадий Чернецкий, президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин и Карлос Гомес, основатель CRGArchitecture, также собрало широкую аудиторию. Говорили о потенциале строительства в стране высотных и уникальных сооружений и обозначили главную проблему: процессу пока мешает отсутствие необходимых документов и регламента.
«Технические вопросы отдаются на откуп чиновникам, а те боятся, когда приходит документ на согласование, пытаются уйти от однозначных ответов, в результате решение принимается не за месяц, а за год», — отметил г-н Чернецкий.
Большой интерес вызвала объектная сессия, в ходе который Джереми Ким, партнер архитектурного бюро Foster+Partners, рассказал про технологии проектирования здания штаб-квартиры Русской медной компании в Екатеринбурге — первого в России здания, которое строится по проекту архитектурного бюро британца Нормана Фостера.
Джереми Ким в Екатеринбурге не впервые. Ранее он презентовал здесь проект штаб-квартиры РМК
Екатеринбургский объект от Foster+Partners в народе прозвали ананасом. Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
Параллельно в залах «Екатеринбург-ЭКСПО» прошли специализированные мероприятия, где спикеры обсудили инновационные технологии и конструктивные особенности высотных и уникальных зданий, подземных сооружений и мостов, развитие нормативно-технического регулирования отрасли, а также услышали опыт зарубежных экспертов-практиков в применении современных технологий при проектировании уникальных объектов, в том числе, из экологичных «зеленых» материалов.
Кроме того, в рамках 100+ Forum Russia состоялось заседание российского Минстроя. Заместитель директора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ Александр Степанов рассказал о создании свода правил для сферы высотного строительства — на ноябрь запланировано принятие нового документа, который позволит на 15% снизить количество объектов, возводимых по спецтехусловиям. А в 2017 г. строительные чиновники хотят принять своды правил по строительству и эксплуатации инженерных объектов и по пожарной безопасности высотных объектов. Обещают, что это снизит применение спецтехусловий еще наполовину и сделает высотное строительство более массовым и дешевым.
Подземные дороги, Екатеринбург-Сити по-ульяновски и внешность города
Максимум мероприятий организаторы 100+ Forum Russia вместили во второй день форума. Большой интерес слушатели проявили к темам круглого стола о правовом регулировании архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства. В дискуссии приняли участие строительный вице-мэр Екатеринбурга Алексей Белышев, главные архитекторы города и области Тимур Абдуллаев и Владимир Вениаминов и др. Известно, что на счет внешнего вида зданий есть определенный пробел — часто сталкиваются интересы архитекторов, застройщиков и властей. При этом если не контролировать процесс, регулировать развитие города будет невозможно.
«Очень важно, чтобы строилось именно то, что показано на эскизах. Часто мы можем не понимать, как трансформируется архитектурный облик объекта от начала его проектирования до момента, когда задание будет построено. На этот счет есть две точки зрения. Первая: город как общая среда жителей требует общего регулирования. Вторая позиция — предложение о саморегуляции архитектурной деятельности внутри профессиональной среды. Но архитектор не является свободным субъектом творчества, за его спиной заказчик, который диктует ему условия. А у заказчика свой коммерческий интерес, который далеко не всегда несет в себе социальную ответственность бизнеса перед обществом, далеко не всегда он обеспечивает качественное развитие городской среды. С одной стороны, мы хотели бы минимизировать количество административного регулирования в этой сфере, с другой — это действительно возможно при определенной зрелости бизнеса», — прокомментировал г-н Абдуллаев.
На другом мероприятии эксперты говорили о подземном строительстве — когда плотность застройки возрастает, актуальным становится развитие не только высотных строек. Уведя часть функций под землю, можно решить многие проблемные вопросы, в том числе разделение пешеходных и транспортных потоков. Часть спикеров озвучили, что наиболее оптимальным решением является освоение пространства ниже уровня земли для создания пешеходных зон, а также совмещения инфраструктуры метрополитена с коммерческими объектами. Другие считают, что под землю необходимо уводить транспорт, оставляя поверхность людям. Однако все соглашаются с тем, что освоение глубинных пространств — перспективное направление в сфере градостроительства.
По мнению замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгения Липовича, для уральского мегаполиса может быть интересен опыт, когда под жилыми объектами располагаются не только паркинги, но и сопутствующая инфраструктура, например, благоустроенные дворы. В то же время есть объекты, где не стоит наращивать дополнительный функционал. Так, станции метро должны оставаться таковыми, без включения в их инфраструктуру коммерческих, в том числе торговых, объектов, отметил г-н Липович. Однако это не исключает возможности создания дополнительной пешеходной инфраструктуры, чтобы пассажиры метро могли пройти со станции в торговый центр или другой объект.
Вице-мэр подчеркнул: сегодня идет актуализация Генплана развития Екатеринбурга, где, в том числе, пересматривается концепция использования подземного пространства. Если раньше городские власти делали ставку на поземные пешеходные переходы, оставляя улицы транспорту, то сегодня ситуация развернулась: подземное пространство рассматривается как зона для организации паркингов, а в перспективе и для сети подземных дорог.
Итогом второго дня работы 100+ Forum Russia стало награждение победителей архитектурного конкурса на застройку Екатеринбург Сити. Первый приз — 500 тыс. руб. — получило архитектурное бюро из Ульяновска с проектом «Медная гора». Второе место и 300 тыс. руб. получили архитекторы из Гомеля, а третье (200 тыс. руб.) — команда из Санкт-Петербурга. По итогам интернет-голосования приз зрительских симпатий достался архитекторам из Перми.
Проект-победитель
Серебряный призер конкурса
Третье место
Рендеры: официальная документация проектов
Как отметил Аркадий Чернецкий, готовый к реализации проект получить не удалось — нужна доработка:
«Изначально проект предполагал возведение 600 тыс. квадратов бизнес-недвижимости. Но возможности и необходимости в одномоментном выводе такого объема на рынок нет. Кроме того, с момента первоначального вида проекта несколько раз изменилась функциональность зданий. И до сих пор этот вопрос остается открытым. Необходимо найти оптимальное соотношение функционального наполнения и экономических параметров, которые будут при этом получены».
Градсовет, наследник Захи Хадид и 75 тыс. евро
В третий день форума самый внушительный аншлаг собрала лекция Кристоса Пассаса, исполнительного директора бюро Zaha Hadid Architects. Под его руководством архитектора началось строительство Opus Offise Tower — инновационного торгово-офисного центра, расположенного в Абу-Даби. Постройка выполнена так, что ночью она меняет свою конфигурацию. Именно г-н Пассас проектировал революционный технопарк Сбербанка, расположившийся в Сколково, под его руководством строилась московская Dominion Tower. Во время своей лекции он рассказал об экстерьере сколковского объекта, который «объединен идеей экологии и леса».
Но центральным событием третьего дня стало заседание Градсовета Екатеринбурга — эксперты говорили о планировке нового парка на Ботанике, который намерен обустроить инвестор строительства гипермаркета «Окей» неподалеку от ТЦ «Дирижабль». Этой весной проект отправили на доработку — претензии были к функциональному зонированию. Новая концепция предполагает создание фитнес-зон, спортивных и детских площадок, амфитеатра, катка и др. Опоясать парк предлагается велодорожкой.
Рендеры: официальная документация проекта
Участники Градсовета в целом концепцию приняли, но обязали девелопера ее еще немного доработать. Михаил Вяткин, председатель Архитектурно-градостроительного совета Екатеринбурга:
«Здесь все сделано довольно скучно. Это просто набор площадок, расставленных по парку без всякой идеи. Работа проделана большая, и еще предстоит поработать».
Еще одной темой на Градсовете стало обсуждение архитектурного наследия Уралмаша. Была рассмотрена возможность создания в этом районе рекреационно-туристического комплекса, основанного на легендарном прошлом района.
Кроме того, именно в рамках 100+ Forum Russia, впервые прошла презентация конкурса реновации исторической набережной в итальянском городе Генуя (побратим Екатеринбурга). Сейчас, по словам директора департамента общественных работ муниципалитета Генуи Мирко Грасси, идет прием заявок на этот конкурс от архитекторов со всего мира, главный приз составит 75 тыс. евро. Еще три победителя, занявшие со второго по четвертое места, получат по 15 тысяч евро. А всего в обустройство набережной в Генуе запланировано инвестировать 250 млн евро.
Как отметил Алексей Белышев, в Екатеринбурге тоже проводятся подобные конкурсы проектов организации общественных пространств:
«В следующем году мы обязательно выйдем на конкурс идей по обустройству набережных. Но вы должны понимать, что с точки зрения финансирования наши конкурсы выливаются в совершенно другие деньги».
Напомним, впервые мероприятие, посвященное проектированию, строительству, финансированию и эксплуатации высоток прошло в Екатеринбурге в 2014 г. Итогом первого 100+ Forum Russia стала дорожная карта по развитию нормативного регулирования высотного строительства — эксперты решили, что нужно уходить от необходимости получать спецтехусловия на возведение жилых зданий выше 75 м и нежилых объектов более 50 м. В прошлом году федеральный Минстрой признал форум небоскребов главным инженерно-строительным форумом страны.