Меню

«Пока еще можно, подергаем таракана за усы. Сталин — преступник и бездарный военачальник»

Иллюстрация: Личный архив

«Власти не нужна десакрализация. Потому что нельзя позволять народу думать, что правитель может быть обычным смертным, способным на смертельные ошибки». Колонка Евгения Енина на DK.RU.

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— Главное культурное событие последних недель — запрет фильма «Смерть Сталина», в котором о Сталине и его окружении говорится без восторга. Главное медийное событие — драка Николая Сванидзе и Максима Шевченко во время обсуждения запрета этого фильма в частности и роли Сталина в истории в целом.

Сталин — главный политик в России, главный ее правитель во веки веков, он — «Имя России», и, разумеется, он жив, живее многих, и всех нас, похоже, переживет. Отношение к нему россиян, судя по соцопросам, с годами неуклонно улучшается. Слабые голоса, предлагающие провести общественный суд или трибунал над Сталиным, вызывают недоумение и подозрения в предательстве. Сталин постепенно становится ценностью, символом и скрепой, на которой держится национальная идентичность. Отсюда — критика Сталина становится маргинальным занятием, потому что это раскачивание лодки, перепиливание скрепы и оскорбление чувств ветеранов.

Ладно, пока еще можно, давайте подергаем таракана за усы.

Сталин — преступник. Он один из руководителей преступной организации, партии большевиков, которая произвела насильственный захват власти, официально сделала террор государственной политикой, уничтожила и репрессировала миллионы человек по признаку принадлежности к определенным социальным группам.

Сейчас, если вы забыли, возбуждение ненависти к социальной группе — экстремизм, большевики целые социальные группы тупо уничтожали, причем крайне жестоко.    

Террор тридцатых Сталин организовал и санкционировал. Аргументы сталинистов в его защиту: невинно уничтоженных было не сколько-то миллионов, а сколько-то сотен тысяч, вызывают прямо-таки умиление: рядом с нами живут люди, которые искренне считают, что запытать, расстрелять, уморить в лагерях тысяч так восемьсот ни в чем не виноватых — это простительно, это нормально, это «щепки». Но зато — индустриализация. И атомная бомба.

Про индустриализацию. Аргумент «простить ГУЛАГ за заводы» вызывает сомнения в ментальном статусе его приводящих. Европа, Америка в индустриализации и чемпионате по атомной бомбе уверенно обогнали СССР, при этом обошлись без ГУЛАГа и возвращения крестьян в состояние до 1861 года, то есть нового закрепощения. Паспорта и свободу передвижения крестьянам в СССР вернули, если что, только в 1970-х.

Сталин — бездарный военачальник. Красная армия летом 1941 года потерпела самое сокрушительное поражение во всей мировой истории войн.

Самое большое в мировой истории количество пленных — красноармейцы. От поражения во Второй мировой СССР спасли размеры, число жителей и героизм рядовых. И ленд-лиз. Мы понесли недопустимые потери. Сталин все это понимал, и никакую Победу 9-го мая при нем в СССР не праздновали.

Сталин спровоцировал нападение Гитлера. Очень возможно, что так. В книгах Виктора Суворова-Резуна главная мысль одна: Сталин собирался напасть на Гитлера, и тот был вынужден ударить на опережение. На каждую книгу Суворова приходится с десяток анти-суворовских книг. А раз так пригорает, то похоже на правду. Он же приводит простейшие доказательства: вот — исключительно наступательное вооружение, вот как были расположены аэродромы, это возможно только при подготовке к нападению. По крайней мере, к обороне Сталин вообще не готовился, только за это — расстрелять такого главнокомандующего. Тем более что, не зная ничего о колесных танках, можно легко догадаться: да, СССР готовил нападение на Германию. Если СССР нападал на всех соседей, на Финляндию — дважды, как он мог пропустить Германию? И не будем забывать,  что цель создания всемирного государства Советов была прописана в официальных открытых программных документах.   

Почему Сталин, сталинизм не осуждены официально, не запрещено их восхваление, почему с каждым годом памятников ему все больше, рейтинг, как великого исторического деятеля, все выше? Потому что если Сталину воздать по заслугам, то придется признать несколько очень неприятных вещей.

Вторая мировая была не триумфом, а трагедией, и 9-го мая пристало плакать, а не ликовать.

Огромное количество жертв не было неизбежным, не было необходимым, и в том, что погибло так много, виноват не враг, а тот, кто страной управлял. И управлял бездарно, добиваясь результата, опять же, жертвами, по-другому не умел. И был преступником, без скидок на «особенности эпохи».

Но.

Тогда мы сами будем выглядеть, мягко говоря, не очень хорошо: зачем позволяли над собой издеваться? Почему воины-победители, все про войну знавшие и понимавшие, Европу посмотревшие, не смели его к чертовой матери? Или мы не только жертвы, что само по себе неприятно, но и пособники? И что, тогда 9-го мая не ликовать? И признать, что Вторую мировую мы начали вместе с Гитлером?

Ну, в общем-то, можно это и признать, и осознать. Подавляющее большинство ныне живущих никакого отношения к Сталину не имеет. В истории любой страны есть темные страницы. Да, было. Нет, не мы. Сожалеем, но не мы, мы — другие, не надо смотреть на нас как на наследников и продолжателей.

Но для этого нужно взрослое сознание, когда ты можешь сказать: да, с родителями не повезло, но я — это я, я сделал себя сам, и сам полностью за себя отвечаю. Что иногда весьма непросто.

Вот только зачем нам стоять в одиночку на холодном ветру, если гораздо проще наслаждаться мыслями о великом непогрешимом прошлом, натягивая на себя одеяло имперского величия? Наше массовое сознание не то что не взрослое, оно даже не подростковое, оно — детское, оно под одеялком.

А власти  все эти развенчания и осознания не нужны ровно по той же причине, по которой запрещен прокат «Смерти Сталина». Одно слово: десакрализация. Не надо нам ее. Не надо позволять народу думать, что власть может быть плохой, что правитель может быть обычным смертным, способным на смертельные для подданных ошибки. Другое дело — массовая убежденность в непогрешимости того, кто наверху, в то, что правитель говорит от имени страны. Это куда как приятнее. Но часто плохо кончается.

PS. «Смерть Сталина» — унылое дерьмо.  

PPS. Все сталинисты в комментах строятся и идут мы все знаем куда. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU