Меню

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Как ни крути В особнячке располагалось «Киновидео­объединение», и по четвергам сюда съезжались директора, в их кинотеатры, по правде сказать, уже давно никто не ходил, залы на окраинах закрывались

ще каких-то десять лет назад они собирались все вместе каждый четверг рано утром в особнячке по улице Блюхера в крошечном зале, больше похожем на комнату, с экраном, окошком в кинопроекторскую и десятком неудобных откидных сидений. Собирались, чтобы смотреть фильмы, вернее, отсматривать их. По четыре-пять картин сразу, подряд. Ко второму фильму кто-нибудь обязательно задремывал, и тогда над заснувшим беззлобно подтрунивали. Киношки в основном были откровенно дрянные, класса «Б», малоизвестных американских халтурщиков, купленные по дешевке, «пакетом», на невзыскательном кинорынке. Глядели их не удовольствия ради, а по долгу службы, ибо по окончании сеанса предстояло ухитриться выбрать из предложенного «добра» хоть на что-то похожее, для показа у себя в кинотеатре.

Как ни крути

В особнячке располагалось «Киновидео­объединение», и по четвергам сюда съезжались директора, в их кинотеатры, по правде сказать, уже давно никто не ходил, залы на окраинах закрывались один за другим, и перспектив у российского проката, казалось, никаких не было.

К тому моменту Николай Владычкин, бессменный руководитель кинотеатра «Салют», одним из первых понял, что единственный реальный шанс выжить — работать по-новому, на свой страх и риск, не надеясь на «госраспределитель». Игорь Валиев тогда, скорее всего, и представить себе не мог, что возглавит кинотеатр «Колизей», входящий в мощную сеть «КиноМакс». В занимаемом здании располагался стереокинотеатр «Октябрь» — некогда им заведовал все тот же Владычкин. Так что Игорь Валиев в некотором роде преемник и конкурент. Противостояние неизбежно — оба культурно-развлекательных учреждения разделяют какие-нибудь сто метров.

Сейчас, когда отечественные фильмы стали на раз переплевывать голливудские блокбастеры, когда у народа вновь появился вкус к публичным просмотрам важнейшего из искусств и кассовые сборы от сезона к сезону все увеличиваются, а в больших городах строят комфортные многозальники, вспоминать о той печальной идиллии на Блюхера даже странно. Директора, впрочем, вместе все равно иногда собираются, но гораздо реже, и по большей части в Москве. Встречи их носят сугубо деловой характер — теперь они соперники. За многообещающие в коммерческом плане ленты приходится толкаться локтями, а не уступать по-дружески, как прежде, в былые времена: «Ах, ты этот фильм взял, ну ладно, тогда я его возьму через две недельки, а пока опять прокручу «Зиту и Гиту».

Директоров старого созыва осталось немного. Кинотеатры с частной формой собственности и киносети стараются нанимать людей помоложе — менеджеров широкого профиля, которые «культпросветучилищей не кончали». У руля же уцелевших муниципальных кинотеатров остались руководители советской закваски — они, конечно, вправе уповать на свой многолетний опыт, но в отношении бизнеса эти директора, как картину ни крути, все-таки неофиты и самоучки по ходу пьесы. Однако и самоучки могут дать оппонентам сто очков вперед.

А корабль плывет

Собственную профессию Николай Владычкин определяет любопытным словом «показчик». В амплуа администратора кинотеатра он выступает страшно подумать сколько лет. И в новые времена со сцены не сошел, наоборот, по-прежнему на ведущих ролях. Как бы ни относились к нынешней деятельности Николая Абрамовича, нужно признать, благодаря его стараниям «Салют» — серьезный игрок на местном рынке, с которым приходится считаться. Можно спорить о его бизнес-стратегии и о целесообразности превращать ограниченный по площади кинотеатр в подобие мультиплекса, открывая совсем уж небольшие зальчики. Но результатов он добивается неплохих. Иногда и отличных (от других). В 2002 г. «Салют» признали лучшим региональным кинотеатром страны. Заполнение репертуарной сетки по сеансам Владычкин считает делом сугубо творческим. В коллегах ценит прежде всего честность и не одобряет тех, кто дает рекламу типа «смотрите только у нас», идущего еще в пяти местах фильма. Не терпит и таких, кто, обладая звуковой аппаратурой с невысокими характеристиками, врубает ее для произведения ложного стереоэффекта на запредельную мощность, так что пол вибрирует.

 —  Как давно вы работаете директором кинотеатра?

—  С 1968 г. — сначала заместителем, потом директором. В прошлом «моими» кинотеатрами были «Совкино» и «Октябрь». А в 1986-м пришел в «Салют». В структуру я попал достаточно логично. Моя дипломная работа касалась кино. Я заканчивал университет, филфак, а на философском защищался по теме «Шекспировские фильмы Григория Козинцева: «Король Лир» и «Гамлет».

—  Статус детского кинотеатра за «Салютом» сохранился?

—  Безусловно. Этим «Салют» и отличается от других кинотеатров, которые, применю мягкий термин, могут показывать что угодно. «Наши» фильмы — те, что детям до 16 лет смотреть разрешается. «Салют» — 4-зальный, нам достаточно только в одном зале давать репертуар, не связанный с возрастными ограничениями, в остальных мы крутим другое кино. Но себе никогда не позволяем ни чернуху, ни порнуху, как условно именуются некие жанры. У нас свой крест — и мы его несем. Я вас уверяю: каждый кинотеатр — это лицо директора. Он выбирает репертуар, и то, что он показывает, характеризует его самого. Если директор соседнего кинотеатра считает должным гнать фильмы вот такой тематики, это — его позиция. Там уже бизнес идет, экономика; насколько выгодно — невыгодно, разумно — неразумно — не мне судить.

 —  Как вы выбираете фильмы?

—  Надо знать своего зрителя, это во-первых. Мы проводим социологические исследования. Причем не раз в году, а часто и по разным поводам, чтобы узнать о зрительских предпочтениях. В штате свой социолог. Мы ведь ищем фильмы не для ублажения собственного удовольствия или там миросозерцания, а с целью адресовать их определенной аудитории. Она не бывает стабильной. Жизнь реальная.В этом году она такая, в следующем — другая. Наша аудитория в основном молодежь. И второе: мы ищем самое лучшее из того, что в данный отрезок времени можно достать. Если кто-то говорит «достану все что угодно» — это сказки, а не действительность.

 —  Какие фильмы стали лидерами проката в прошлом году?

—  По названиям это «Властелин колец», «Гарри Поттер», это «Подводная братва», «Шрек-2». Я хочу еще сказать следующее, чтобы вы поняли специфику нашего кинотеатра. Мы открыли новые залы не ради гонки за количеством. У нас каждый зал несет свою идеологическую направленность. В смысле адресованности аудитории. Например, в «Зале российского кино» идут только отечественные фильмы, когда они, конечно, есть в наличии. VIP-зал специализируется на показе фестивального кино — продолжаем традицию киноклубов, в расчете на воспринимающих кино не как развлечение, а как искусство. Скоро откроем пятый зал. Там планируем демонстрировать шедевры мирового кино, классику. Поставили специальное оборудование — будем получать фильмы по спутниковой системе, в цифровом варианте, записывать на соответствующие носители. В перспективе состоятельные зрители смогут заказывать кино для просмотра на большом экране. Многозальность очень удобна: когда интерес возрастает или уменьшается, можно переносить один и тот же фильм из зала в зал. Скажем, апробировать ту или иную картину сначала на малой аудитории, а в случае успеха ставить ее в главном зале, и наоборот. Фильмы могут идти подолгу. «Ночной дозор», вышедший аж 8 июля прошлого года, крутим до сих пор.

 —  По-вашему, долгий прокат оправдан?

—  Конечно.

 —  Но большинство кинотеатров придерживаются политики двух-трехнедельного показа.

—  А вы не хотите подумать о том, что это сильная сторона «Салюта»?

 —  Я не сказал, что это слабая сторона.

—  Приятно слышать. Говоря спортивным языком, мы исповедуем бег на длинные дистанции, а остальные кинотеатры могут бежать только на короткие. Им невыгодно показывать фильмы подолгу — число просмотровых помещений ограничено. Ну и в силу некоторых других причин. А у нас есть свои рекорды. Например, «Титаник», благодаря которому наш кинотеатр стал «выздоравливать» после кризиса кинопроката в стране, не снимали с показа один год и семь месяцев. 

— Правда, что столь успешный прокат «Титаника» позволил вам купить систему «Долби-стерео»?

— Мои коллеги говорили: «Если бы нам тогда дали «Титаник», мы бы тоже сделали капитал». Но нужно было еще заслужить, чтобы его вам дали. К тому же большинство моих коллег в стране (уверяю вас, я знаю почти всех) не разглядели потенциал картины. А я взял ее сразу на три месяца. Остальные — максимум на две недели. И когда они увидели результаты и стали кричать — оставьте нам фильм, им ответили: извините, он расписан по другим кинотеатрам. И всё! Денег, собранных за показ «Титаника», хватило на новую систему «Долби». К счастью, ее купить мы успели до дефолта. К 17 августа мы уже привезли аппаратуру в кинотеатр. Если бы мы опоздали на несколько дней, все наши «титанические» деньги обесценились бы.

 —  Часто приходится «драться» за фильмы?

—  А легко ничего не дается. Но у нас нет сомнений, что мы один из лучших кинотеатров страны. Не потому, что нас гордость распирает, просто мы знаем себе цену и работать умеем не хуже столичных прокатчиков. Мы не считаем Екатеринбург провинцией. Киносеть в регионах дает уже больше, чем Москва и Санкт-Петербург, хотя еще недавно все было наоборот. Сегодня «Статского советника» вышло 350 копий, в Москве работают примерно 87. Вот такая говорящая цифра.

 —  Вы не испытываете страха перед растущей конкуренцией?

—  Надо трезво оценивать положение и готовиться к переменам. О том, какие кинотеатры и мультиплексы появятся, мы узнаем заранее, еще до закладки, встретившись на кинорынке с их будущими владельцами. Многие из них строят лихие прогнозы, заявляют: «Я выйду на ваш рынок, чтобы его завоевать». Хотеть не вредно, как говорится, но нужно суметь еще это сделать. Наш зритель — он не московский, не американский. И тот фильм, на который бегом бегут, у кассы ночь не спят — не обязательно вызовет такую реакцию здесь. К сожалению или к счастью, все очень неоднозначно. Но потом количество этих кинозалов перейдет в качество.

 —  Что вы имеете в виду?

—  Высокий процент загрузки. К большому бизнесу, на который они рассчитывают. Сейчас мы слышим заявления от наших коллег, возводящих «Киноплекс» в Пионерском поселке, что они заберут 30% от рынка Екатеринбурга. У новых игроков возможности лучше. Но кроме зданий существует еще и человеческий фактор — люди, которые все это будут обслуживать. Как они сумеют достучаться до зрителя, чем смогут его привлечь? Почему-то всем кажется, будто кино — легкий бизнес, если ты не состоялся в любом другом деле, тут уж точно состоишься. Ан нет. Вот вы можете сказать, сколько кинотеатров нужно Екатеринбургу?

 —  Кто ж его знает…

—  Ответ ожидаемый — очень сложно вычислить. Хотя я много лет работаю и могу делать некоторые сравнения. В советское время в городе работало 22 кинотеатра. «Салют», «Знамя», «Заря», «Урал», «Искра» — двухзальные. Общее количество залов было где-то 25-26, и тогда имели место аншлаги, если вы помните. В то счастливое время. А сегодня средняя заполняемость залов в городе не более 30%. Залов у нас пока меньше, чем раньше, но они не забиты, и лишних билетиков не спрашивают. Вопрос: нужно возводить новые, чтобы они были загружены на 15%? Стоимость мультиплекса, строящегося с нуля, огромна. И он должен окупиться.

—  Но ведь речь о том, что их будут вписывать в ТРЦ, где человек сможет не только в кино сходить, но и потратить деньги иными способами.

—  Если вопрос про развлекательные центры, то вы пришли не по адресу, это вообще разговор не про кино, а про то, как делать деньги. Там рассуждают, как завлечь людей в кинозал, а пришли ли они за мебелью или купили по пути ботинки в сущности не важно. Восемь залов в мультиплексе — это восемь фильмов. Вы сами сказали, что в среднем фильм берут на две недели. Значит, 16 кинолент в месяц. А где репертуар взять? Можно делать ставку на лидера и во всех залах крутить «Статского советника». Флаг вам в руки, берите копии. Но дело-то не в их количестве, а в зрителях. Залы там будут и на 200, и на 300 мест. Любому залу нужна качественная продукция — вы же хотите, чтобы этот ваш мультиплекс приносил прибыль. Но когда публики много, мультиплекс предпочтительнее. Вот последний случай с прокатом «Турецкого гамбита» — повалило столько народу, что один зал не вмещал. 

—  Я хотел бы спросить про «Колизей» — вы находитесь через дорогу и волей-неволей оказываетесь конкурентами. Как вы оценивает работу своих коллег?

—  Начнем с того, что «Колизей», до недавнего времени «Октябрь», мне не чужой. Много жизни и здоровья на него положено. Я его переделывал из старого допотопного, который был как оперный театр, с ярусами, балконами. «КиноМаксу» было проще — что-то поменяли местами, а фойе и зал остались в прежнем виде. Отремонтировали хорошо. Мы общаемся, иногда ходим в гости. Но, понимаете, чем больше они делают ошибок, тем больше льют воду на нашу мельницу. Любому делу надо учиться. Люди они молодые, стараются. И мой тезис, что директор — лицо кинотеатра, здесь подтверждается. Мне кажется, у нас даже аудитория разная. Они, по-моему, забрали зрителей «Премьер-зала». Туда ходила более состоятельная публика, и сейчас она потихоньку перетекает в «Колизей». Мы стратегию на эту публику никогда не делали. Мы существуем, чтобы распахнуть объятия для всех, без ограничений, но все-таки сориентированы на массового зрителя. Зритель этот, увы, не очень богатый, но 10 человек в зале нас не устраивает — нужна посещаемость. Мы должны зарабатывать деньги, чтобы направить их на реконструкцию. Скоро пятый зал добавится.

—  У вас еще осталось место?

—  У нас нет конца, предела фантазии. И вглубь, и ввысь будем копать. К лету сменим вентиляцию и поставим кондиционеры. Чтоб люди не только высокое искусство, но еще и чистый воздух потребляли. Переделаем и гардероб.

—  Случается, что вы с «Колизеем» мешаете друг другу?

—  Я за разумную конкуренцию. На мой взгляд, хорошо бы сократить количество поступающих в город копий фильмов до двух, как это было раньше, иначе значимость премьеры размывается. И хиты делить поровну: ты одно показываешь, я другое. Мы с «Колизеем» рядом стоим — зачем толкаться? В свое время я отказался от «Возвращения» и других фильмов, которые там крутили. Они взяли — пускай выжмут из этой картины все что можно, а я буду работать на какой-то другой. Я имею в виду не суперпремьеры — от них всем перепадет, а рядовые фильмы — их стоит перераспределять между собой.

—  Как вы оцениваете ваш сервис в сравнении с тем, что предлагает «Колизей»?

—  А какой сервис подразумевается? Звук, изображение везде на уровне. То, что у них разрешено курить? А у нас запрещено. Идите туда, курите. Нет проблем. То, что у них любой человек может зайти внутрь, не купив билет? Мы от этого отказались. Они же не хотят превратиться в общественный туалет. Если они оказывают такую услугу людям, спасибо им, молодцы. В «Колизее» стоят игровые автоматы, а у нас их нет и не будет. Зато в «Салюте» фонтаны работают. Мы идем своим путем. Рекламные ролики перед сеансом не показываем — поставили в фойе две плазменные панели и всю рекламу вынесли туда. Зрителям это нравится. Скажите, чего еще у нас нет, что есть у других?

—  У вас есть теперь машина, которая распространяет запахи. Многие интересуются, для чего вы ее купили и есть ли от нее какой-нибудь положительный эффект?

—  Эффект абсолютный. Такие устройства применяются во всем мире. Вначале их использовали в супермаркетах. Распространяли запах корицы, к примеру, и люди охотнее покупали булки. К нашим услугам теперь три тысячи запахов, в основном французский парфюм, все они сертифицированы санэпидстанцией. С их помощью можно давать настрой на фильм. У нас был фестиваль индийского кино — нам порекомендовали запах иланг-иланга. Мы всегда будем искать новые формы подачи очередного фильма. А здесь годится и звук, и парфюм, и светоэффекты, и конфигурация стульев. Нужно идти в ногу со временем.

 Менеджер синемании

Игорю Валиеву 29 лет, скоро будет 30. Его биографию лучше представить в виде краткого резюме. В 1997-м закончил Гуманитарный университет по специальности «социальный психолог», основное направление — психология управления. Два года работал менеджером по управлению персоналом в концерне «Калина». Далее занимался внешним консультированием организаций по вопросам подбора, оценки, обучения персонала, мотивации, разработки систем заработных плат. Затем пришел в «Колизей», через восемь месяцев после его открытия, на должность регионального менеджера по обучению и развитию персонала. С 1 мая 2004 г. назначен генеральным директором кинотеатра. Наша беседа проходила как раз накануне первой годовщины с начала его руководящего служения десятой музе. Впрочем, ничто не выдает в нем новичка. Он, что называется, в теме, то и дело обнаруживая в разговоре знакомство и с историей здания, где ему довелось работать, и со всеми сухими цифрами, касающимися кинопроката. Заочный поединок с оппонентом он провел на ура — рассудительно и рационально, в общем, очень технично. Вывести его из себя невозможно — ноль эмоций, фунт сдержанности. Говорит, взвешивая слова, не выказывая внешне преимущество. Игорь Валиев в этом смысле образцовый менеджер, лидер в тени. Гость «Колизея», не будучи знаком с ним лично, вряд ли сможет догадаться, кто здесь директор. Что касается кинопристрастий, он очень любит фильм «Мулен Руж».

—  Расскажите предысторию, как «Октябрь» стал «Колизеем».

—  Может, сперва, как «Колизей» стал «Октябрем»? Кинотеатру ведь вернули первоначальное имя. Это здание построено в 1847 г. Первый кинопоказ здесь состоялся через год после того, как братья Люмьер продемонстрировали кино на бульваре Капуцинов. Потом вновь стал работать кинотеатр под названием «Октябрь» — в 1998 г. он встал на реконструкцию. Много организаций пытались взять это здание в субаренду. Были различные варианты: торговый дом, ночной клуб, развлекательный комплекс, даже склад хотели устроить. Тендер выиграла компания «КиноМакс», пообещавшая администрации города провести реконструкцию и открыть здесь новый кинотеатр с самым современным оборудованием. И 16 августа 2002 г. кинотеатр открылся — ему вернули историческое название.

—  Современному кинотеатру в таком старом здании комфортно?

—  Очень. По оценкам специалистов, звук в большом зале, пожалуй, лучший в городе, поскольку само по себе здание не содержит железобетонных конструкций и нет эффекта резонанса и детонирования. Звук очень мягкий и качественно воспринимается. Мы ушли от практики деления зала на вип— и экономместа. Все билеты продаются по одной цене — хоть на края, хоть в середину зала. На самом деле хорошо смотреть с любой стороны. Я сам обычно смотрю с крайних мест третьего ряда, мне удобно, поблизости от входа. И удовольствие получаешь ничуть не меньше, чем от просмотра в центре седьмого ряда. Здание приспособлено для проведения таких культурно-массовых мероприятий, и это облегчило нам жизнь. У нас два зала, два снэковых бара с попкорном, колой и другими продуктами, кофейня на втором этаже, бильярдный зал и внизу зал игровых автоматов.

—  Сколько вообще кинотеатров у сети, владеющей «Колизеем»?

—  На данный момент 14, в ближайшее время откроется 15-й — в Перми. Четыре кинотеатра в Москве, в центральных регионах это Волгоград, Владимир, Люберцы, Ростов-на-Дону, в уральском поясе — Челябинск, Нижний Тагил, Тюмень. «КиноМакс» сегодня — крупнейшая сеть в России по количеству региональных кинотеатров.

—  Они размещаются в реконструированных зданиях или вновь отстроенных?

—  В реконструированных. Специально возведенных зданий только два: один в Волгограде, другой в Москве.

—  Каковы планы на будущее?

—  Планируется открыть второй кинотеатр в Екатеринбурге — большой мультиплекс на 9 залов. Это произойдет в 2006 г. Там будет торгово-развлекательный центр. Территориально это район Южного автовокзала.

—  Когда «Колизей» открылся, вам сразу удалось оттянуть часть аудитории у существовавших кинотеатров, того же «Салюта»?

—  Это, наверное, вопрос к Николаю Абрамовичу… Возможно, мы привлекли совершенно новую аудиторию, не посещавшую «Салют». Мы можем оперировать только нашими данными: по заполняемости зала (35-40%), по количеству зрителей, которые проходили у нас с первого дня работы кинотеатра, «Колизей» сразу задал высокий темп. А по России эта цифра приближается к 30%. Мы достигли вполне достойного результата.

—  Как «Колизей» себя позиционирует?

—  Наше отличие от других кинотеатров, и от упомянутого «Салюта», и от «Премьер-зала» — мы ориентируемся на зрителя с несколько более высокими требованиями к качеству. Это касается и общего комфорта, и обслуживания, и репертуара. Наш зритель в основном взрослее и, конечно, состоятельнее. Цена билетов не намного выше, чем в «Салюте», буквально процентов на пять-десять. Но таким образом мы пытаемся постепенно определить свою аудиторию. Сейчас идут переговоры и расчеты, и я думаю, что к концу 2005 г. мы будем позиционировать себя как элитный кинотеатр с очень высоким уровнем сервиса, ориентированный на публику с высоким достатком.

—  А подобной публики у нас хватит, чтобы она регулярно заполняла залы?

—  Определенно хватит.

—  Другие отличия имеются?

—  Во-первых, интерьер особняка конца XIX века. Во-вторых, мы делаем ставку на сервис. Идет постоянное обучение и контроль работы рядового персонала, именно с точки зрения организации наиболее комфортных условий отдыха. Это служба встречи гостей, весь порядок обслуживания, который у нас прописан. Это подходы к решению конфликтных ситуаций, когда они возникают. Это система реагирования на замечания, предложения зрителей и схема изменения графиков работы, предлагаемого ассортимента, разработка скидок на билеты. Дополнительно мы вводим услугу по организации культурных мероприятий, посвященных выходу того или иного фильма. Устраиваем презентации. Недавно провели светский бал конца XIX века к выходу «Турецкого гамбита». Мы стараемся делать яркие мероприятия, чтобы заработать кинотеатру имидж.

—  Почему вам неинтересен массовый зритель?

—  Мы открыты для любого человека, который заходит в кинотеатр. Многие приходят просто посидеть в кофейне, посмотреть очередную экспозицию картин в галерее. В «Колизее» не надо покупать билет, чтобы попасть внутрь. Мы ориентируемся на то, чтобы человек получил, повторюсь, максимально комфортные условия для своего отдыха. Какую-то часть публики, не готовую это оценить и соответствовать атмосфере Первого городского театра, мы отсекаем — тех, для кого единственная радость — напиться пива и устроить дебош в зале. С помощью наших цен мы все-таки оберегаем постоянных гостей — людей с достаточно высоким уровнем культуры, ценящих время своего отдыха. Их, мне кажется, достаточно много. Они — наша целевая группа, ради которой мы и работаем.

—  Как бы вы оценили нынешнюю рыночную ситуацию в городском кинопрокате?

—  Основные игроки известны. Это сеть кинотеатров «Премьер-зал», она мобильно развивается как в городе, так и в регионе. Потом «Екатерининский». Конечно, «Салют», входящий в число лучших кинотеатров страны, по оценке многих профессионалов, работающих в сфере кино. На самом деле, он лидирует по сборам. Я знаю, что «Салют» обслуживает в 2,5, иногда в 3 раза больше зрителей, чем мы. Это факт объективный — у них четыре зала и количество посадочных мест сильно превышает наше. У нас один из самых маленьких кинотеатров в России, и мы физически не можем пропустить больше зрителей. Но, может быть, это получится с созданием третьего зала. И к августу в Екатеринбурге появится еще один игрок — «Киноплекс», достаточно молодая сеть, то есть в Москве она присутствует давно, а в регионы пошла недавно. В Волгограде открыла кинотеатр, теперь у нас. Там будет 8 залов, порядка полторы тысячи посадочных мест. Я думаю, они хорошо разбавят конкуренцию в городе.

—  Вы как-то готовитесь к этой атаке?

—  Готовимся. Но я не думаю, что ситуация резко поменяется. Сейчас рынок так формируется, и основная задача кинотеатров и дистрибьюторов, владельцев фильмокопий — привлечь людей, которые не ходят в кино. У нас в городе огромное количество потенциальных зрителей, не бывавших в кино 10-15 лет. Я по своим знакомым сужу. У них просто-напросто выпал этот блок, что кинотеатр — это тоже сфера развлечений. Они ходят по кафе, ресторанам, а зайти в кино им даже в голову не приходит. Наша цель — вернуть на место этот кирпичик. Наверняка некоторые зрители, проживающие в районе, где откроется «Киноплекс», перестанут ездить в центр, и мы их потеряем. Хотя я считаю, кинотеатры, встроенные в структуру торговых комплексов, создают несколько другую атмосферу и там человек недополучает максимального комфорта, не отключается полностью от повседневного быта.

—  А если бы такой «Киноплекс» появился в центре?

—  В прошлом году мы побаивались открытия «Космоса»: он расположен близко от нас, три зала, 2000 мест. Были уверены, что половина наших зрителей уйдет туда. Но вот «Космос» открылся, и ощутимой утечки зрителей не произошло. Там сложилась своя аудитория — она частично пересекается с нашей, но никто от этого не страдает. Мы планируем провести сов­местные мероприятия по популяризации кино в нашем городе, то есть становимся не конкурентами, а партнерами. Еще чем Екатеринбург уникален — после Москвы и Питера мы третий город по такому количеству кинозалов. Обычно сейчас в региональных миллионниках три-четыре зала, как, допустим, в Челябинске. В Тюмени вообще два. У нас их 19.

—  При существующей репертуарной политике понятие эксклюзива сохранилось?

—  Эксклюзив есть. И у нас, и у «Салюта». С 26 мая в «Колизее» пойдет «Море внутри» Аменабара — фильм, получивший «Оскара» в этом году (лучший фильм на иностранном языке). Существует только две фильмокопии на всю Россию, и одна будет в прокате у нас. Эксклюзивные проекты появляются и у Николая Абрамовича. Благодаря четырем залам у «Салюта» большие возможности для репертуарного разнообразия. Если брать блокбастеры, выходящие обоймой на одной неделе, — они могут взять сразу три, а мы — только два. То есть конкурентные преимущества у «Салюта» объективно выше. Они могут продлевать показ, до сих пор у них идет в прокате «Ночной дозор» и «Турецкий гамбит». Мы себе такую роскошь позволить не можем.

—  Как вы относитесь к столь долгому прокату?

—  «Дозор» — проект долгоиграющий, в сентябре выходит продолжение, и многие наверняка захотят пересмотреть его второй раз. Я сам, еще не работая в «Колизее», ходил на тот же самый «Мулен Руж» четыре раза. Мы, как правило, больше трех недель не прокатываем один фильм. Суперхиты, вроде «Матрицы» или «Звездных войн», — ну месяц максимум.

—  Формированием репертуара у вас целиком занимается Москва?

—  Мы принимаем участие, но, как бы сказать, на местном уровне. На кинорынки я не езжу, только отслеживаю релизы фильмов, которые выходят в прокат. Информация у нас есть на два года вперед. Выбираю те или иные картины, которые могут быть интересны нашему зрителю. Наш кинопрокатный отдел охотно откликается на просьбы предоставить нам заказанные фильмы.

—  Жесткого диктата нет?

—  Есть фильмы, которые мы обязаны показывать. Тут и кинопрокатный отдел ничего не в состоянии сделать. Когда появляется возможность манипулировать — стараемся выбирать что-нибудь любопытное.

—  Рывок, предпринятый в последнее время российским кино, позволит догнать Голливуд?

—  Все равно фильмы, снятые здесь, ближе и понятней нашему зрителю. Даже отечественные тупые комедии на фоне таких же американских лент кажутся «интеллектуальнее». Надеюсь, наш кинематограф займет свою нишу и хотя бы процентов тридцать проката заполнят картины российского производства.

—  В 2004 г. какие фильмы дали максимальные сборы?

—  Это «Властелин колец» в начале года. «Гарри Поттер», «Матрица» у нас там шла. «Ночной дозор» побил «Властелина колец».

—  А были ли разрекламированные блокбастеры, провалившиеся в прокате?

—  «Женщина-кошка» — полный провал. Может быть, неудачное время для релиза — лето, и потенциальная аудитория — дети и студенты — разъехались отдыхать. Прогнозировать порой сложно. Вот фильм «Сахара», который идет в прокате, рекламируется широко и эффектно, но есть ощущение, что интерес к приключенческим фильмам падает и ожидания кинопрокатчиков будут обмануты. Потом кино — творческий продукт. Предугадать, каким он будет, не всегда возможно. Пример с «Богиней» Ренаты Литвиновой. Думали, что фильм будет непонятный, вычурный, так называемый поток сознания. Однако картина поразила красотой кадра, простотой и стройностью мысли. На многих зрителей «Богиня» произвела очень сильное впечатление, даже до слез. И сборы получились очень приличные. Весь срок проката проработали на аншлагах.

—  Вы сказали, что посещали «Салют» часто, еще не будучи в кинобизнесе. Вам, как зрителю, чего не хватало в этом кинотеатре?

—  Я сейчас себя в любом зале не могу почувствовать комфортно. Отмечая в «Салюте» или в «Премьер-зале» какие-то фишки или конкурентные преимущества, я начинаю раздражаться, почему у нас такого нет. У себя на работе я все равно постоянно отвлекаюсь от просмотра и не могу расслабиться. В «Салюте», я считаю, сов­деповский сервис — какой был, такой он и остался. Мне не хватает улыбок, теплого, доброго отношения со стороны персонала, контактирующего со зрителями. Мне неудобно в баре — там все нерационально расставлено. Расстояние между рядами как в большом, так и в других залах очень маленькое, и сидеть некомфортно. А звук хороший.

—  Тройка лидеров по звуку?

—  Мы, «Салют», «Космос».

—  Вы могли бы отметить какие-то стратегические ошибки ваших коллег, касающиеся именно ведения ими бизнеса?

—  Наверное, нет, по этическим соображениям. В качестве руководителя я в этом бизнесе второй год. Коллеги же имеют гораздо больший опыт. Указывать им, как надо жить и работать, не вижу повода. Я еще только учусь, в том числе и у своих конкурентов.

—  Исходя из мирового опыта, будущее за мультиплексами?

—  Я думаю, что за многозальниками.

—  В принципе через какое-то время все одиночные кинотеатры должны будут исчезнуть?

—  Да.

Обратная связь:

dk@apress.ru

как прокатывали в Одессе

В 1989 г. Одесса первой в стране и в истории отечественного кинопроката провела свободный кинорынок, где к удивлению всех присутствующих польская комедия «Дежа вю» была продана по рекордной цене за копию — в полтора раза больше, чем самый дорогой по тем временам зарубежный фильм «Однажды в Америке». Начинание быстро вошло в моду: за Одессой последовал Таллин, а за Таллином — Ярославль. Именно на ярославской ярмарке летом 1990-го произошло историческое событие: директор Союзкинорынка заявил: «Государственная монополия на прокат кончилась». С тех пор независимые прокатчики стали ездить на свободные кинорынки, тогда как директора местных киновидеообъединений (КВО), привлеченные более дешевыми ценами на продукцию, продолжали покупать фильмы у государства.

наследник Остапа Бендера

Одним из первых альтернативных прокатчиков стал Исмаил Сулейманович Таги-Заде, прошедший за 19 лет работы в кино путь от киномеханика до крупного чиновника в Московском управлении кинопроката. Он был известен, в частности, тем, что читал книги Арманда Хаммера и продавал цветы в московском метро, зарабатывая на этом бешеные деньги. В 1990 г. Таги-Заде основал АСКИН — Ассоциацию работников киновидеопроката — и стал ее президентом. О масштабах деятельности АСКИН можно судить по двум фактам: а) II съезд этой организации проходил в Кремлевском дворце съездов; б) в 1991-м Таги-Заде вывез на Каннский фестиваль 624 человека со всех концов страны — от Прибалтики до Сахалина. Тогда же ассоциация закупила в Штатах 158 фильмов, снятых для показа в третьих странах.