Региональные грузоперевозчики жалуются на финансовые проблемы из-за несвоевременных расчетов со стороны владельцев грузов. Работу могут приостановить многие компании, прогнозируют участники рынка.
На возникший кассовый разрыв жалуются во всех сегментах грузоперевозок — автоперевозчики, железнодорожные перевозчики и даже морские линии.
«На рынке железнодорожных перевозок практика отсрочки платежей становится, к сожалению, все более популярной и игрокам рынка приходится с этим мириться. Исключением является только РЖД, поскольку они являются монополией и не будут перевозить груз без предварительной оплаты. Железнодорожный тариф РЖД оплачивают экспедиторы, но компенсацию потраченных средств они получают не раньше, чем через 30-60 дней. Кроме того, образовался профицит подвижного состава — платформы простаивают из-за недостатка контейнеров и общего снижения количества перевозок. В связи с этим владельцам платформ тоже приходится идти на финансовые уступки, принимая отсрочки платежей», — объяснил DK.RU управляющий контейнерным терминалом «C.I.T.» (входит в ГК «Оборонснабсбыт») Валерий Денисов.
Елена Белянина, заместитель директора по экономике ИП «Белянин» (сфера автоперевозок), добавила:
«В сфере автотранспорта сфере многие клиенты стали требовать отсрочки, достигающей 60 и даже 90 дней. Автотранспортники вынуждены идти на такие условия, так как в противном случае рискуют потерять клиентов, а простой транспортного средства являет для них еще более мрачную перспективу».
В сегменте водных грузоперевозок также возникла стагнация. По словам специалиста по перевозкам водными видами транспорта компании «Автоир» (ЯНАО) Виктории Тарасенко, некоторые из их клиентов тоже просят отсрочки. Однако получают ее лишь проверенные временем клиенты, — «тем более, что компаньоны в сфере грузоперевозок работают с нами только по стопроцентной предоплате».
К проблеме с отсрочкой платежей привел кризис в транспортной отрасли. Изменение экономической ситуации привело к снижению погрузок и финансовым проблемам грузовладельцев, что вылилось в несвоевременную оплату перевозок и демпингу цен в борьбе за клиентов.
По словам исполнительного директора транспортной группы Fesco Сергея Мухина, данная ситуация характерна для рынка, и не только екатеринбургского; у многих транспортных компаний мощности недогружены, что приводит к ценовым войнам.
«Аналогичная ситуация наблюдается в Европе и в Китае. Столь серьезной проблемы ранее никогда не было», — отметил он.
Для того, чтобы восполнить текущий кассовый разрыв, перевозчики вынуждены оформлять короткие потребительские кредиты под высокие проценты. Однако теперь даже на такие невыгодные займы могут рассчитывать далеко не все: банки стали весьма избирательны в привлечении клиентов. Отсутствием проблем с кредитованием могут похвастаться только крупные компании. Остальным приходится искать другие выходы из положения, предлагая клиентам-грузовладельцам дополнительный сервис или новые формы транспортировки грузов.
Как выжить уральским грузоперевозчикам: советы экспертов
По мнению Сергея Мухина (Fesco), за клиентов, так или иначе, необходимо бороться, иначе заказчики уйдут к конкурентам. Для того, чтобы выйти из этой ситуации, г-н Мухин советует предлагать владельцам грузов дополнительные услуги, а также — консолидировать различные сервисы в одном продукте.
«В таких условиях необходим индивидуальный подход к клиентам. Нужно каждый заказ и каждый вопрос отсрочки платежей рассматривать отдельно, смотреть на то, насколько надежным является заказчик. В случае, если клиент важен, нужно идти на уступки», — советует Виктория Тарасенко («Автоир»).
Генеральный директор транспортной компании «Кит» Михаил Попов в качестве решения проблемы приводит в пример опыт работы своей компании:
«Наши клиенты обычно заказывают перевозку небольших партий грузов, и суммы получаются достаточно небольшие. В комплексе это позволяет добиться работы всей компании и регулярных платежей. Кроме того, необходимо пересматривать свои финансовые потоки и договариваться с собственными поставщиками».
Кроме того, выходом из сложного положения транспортников может стать и создание отраслевых объединений.
«Так, в апреле этого года отделение АСМАП в УрФО и Пермском крае приняло решение обратиться к руководству субъектов РФ в Уральском регионе с инициативой создания фонда, который бы выделял деньги автоперевозчикам на текущие нужды без процентов или под небольшой процент. Однако до сих пор инициатива не нашла отклика. Компании, работающие в других сегментах рынка грузоперевозок, объединяться пока не пытались», — подчеркнули в «Оборонснабсбыте».