Начать следовать курсу на сохранение и приумножение денежных средств — это как сделать капитальный ремонт в своей жизни. Меняется все — от ее «планировки» до «меблировки».
Джон МакДермотт, финансовый консультант, рассказал в своем блоге на Medium.com несколько примеров из своей практики, как экономия финансов едва не свела с ума людей.
— Джемма и Роберт Хартли экономили средства в течение пяти лет. Общий долг их семьи за это время (включая ипотечный кредит, займы по кредитным картам и т.д.) сократился со 130 тысяч долларов до 105 тысяч. Их доходы продолжали расти, и они планировали полностью погасить все долги еще в течение следующих пяти лет.
В один не самый прекрасный момент режим постоянной экономии сломал Роберта. Он устал жить с детьми и женой в маленькой трехкомнатной квартире в не самом благополучном районе города. Он хотел улучшить качество жизни, даже если это бы повлекло за собой увеличение расходов.
В течение нескольких лет они покупали подержанную мебель, не путешествовали и вместо посиделок в баре с друзьями приглашали их на домашние обеды.
«Роберт работал хорошо и хорошо зарабатывал. Так казалось мне, но не ему. Он постоянно жил с ощущением, что не имеет никакого контроля над нашими финансами», — рассказывала Джемма.
Решение о смягчении режима экономии они принимали вместе. Начали с простого: выбирались на обеды и ужины с друзьями в рестораны, а после купили новый дом, который стоил в два раза больше предыдущего жилья.
«Сегодня нам по 28 лет. Полностью избавиться от долгов — погасить кредит на дом, закрыть счета карт — мы хотим к 55-ти», — продолжает мать семейства.
Семья Хартли не одинока в своих проблемах. Много семей сосредоточены на сохранении средств и на сокращение долгов. Для этого им приходится отказываться от своих желаний сейчас, чтобы чувствовать себя более уверенно в будущем.
Курс на сохранение и приумножение семейного бюджета требует капитального ремонта в жизни — отказа от любимых хобби, от походов в рестораны, от дорогих поездок и хороших автомобилей.
«Сохранение бюджета подкашивает людей эмоционально. Люди знают, что должны жить более скромно, но когда они смотрят вокруг себя, им кажется, что все остальные ведут более расточительный образ жизни. Это заставляет их чувствовать себя одинокими и дистанцироваться от общества», — говорит Терри Орбуч, профессор социологии в университете Оклэнда
Ариэль Лосон было 23 года, когда она ушла из очень активной компании друзей. Все ее время занимали видеоигры дома со своим бойфрендом. Изоляция от общества позволила скопить ей порядка 5 000 долларов. Когда отношения зашли в тупик, пара распалась, и Ариэль обнаружила, что вокруг нее совершенно нет людей. У компании, которая осталась после ее ухода, появились новые привычки: каждый четверг они ходили в бар, по пятницам — в клуб, по средам — друг к другу в гости.
Влиться в старую компанию было непросто. Мало того, девушка встала перед серьезным выбором: продолжать откладывать деньги или вести прежний образ жизни. Она выбрала второе.
«Впервые за долгое время я почувствовала себя по-настоящему свободной и счастливой. Внезапно я поняла, что экономия — больше не главный приоритет. Мне нравилось проводить время с друзьями, нравилось тратить деньги», — позже признавалась она.
Сегодня Лосон экономит порядка 300 долларов в месяц и ни в чем себе не отказывает. У нее нет ни малейшего желания возвращаться к прошлой экономной жизни.
Социальное давление и потребность в общении стоит миллионам американцев слишком дорого, считает Роберт Уигли, профессор кафедры финансового планирования в Университете штата Миссури. Эксперт признается: у него нет ни малейшего сочувствия к тем, кто поддается на общественные провокации. Надо уметь сохранять баланс между экономией средств и увеселительными мероприятиями.
«Если люди недовольны тем, что должны экономить, им надо установить некоторые реалистичные краткосрочные цели и позволить себе потратить и немного денег, и немного времени с друзьями», — говорит он.