Швейный цех екатеринбургской марки женской нарядной одежды Boo расположен в неожиданном месте: на десятом этаже БЦ в центре города. В комнате, где проще представить себе компьютерные столы, тумбу с кофемашиной и чахнущий рядом с ней фикус, установлены швейные машины, оверлоки, гладильные доски. В углу — вешалка с бумажными выкройками и пара манекенов. «А вы что ожидали — цех в подвале и толпу трудолюбивых вьетнамцев?» — улыбаются основательницы бренда Марина Голиус и Дина Жукова.
История появления бренда Boo, если посмотреть со стороны — весьма распространенная. Не один десяток марок создавался именно таким образом: девушки со вкусом и умением одеваться не смогли найти в магазинах то, что им подойдет, и начали создавать коллекцию сами. Небанально то, что за два года (первые платья появились в конце 2014-го) девичье хобби переросло в полноценное дело, и основательницам марки удалось вывести его на точку безубыточности и начать отдавать первоначальные инвестиции.
Маркетинг в тетрадке
Девушки признают, что начинали бизнес на эмоциях: не было никакого бизнес-плана и представления о том, как будет развиваться дело. Они увидели проблему: в городе нет хороших нарядных платьев в нужном ассортименте, и решили ее ликвидировать. «Встретились в кафе, начали разговаривать о том, чего мы хотим. Я говорю: хочу юбку из страусиных перьев. Марина отвечает: а я знаю, где их взять... Мы изначально даже всю отчетность вели не в специальных программах, а просто в тетрадке», — рассказывает Дина Жукова. Швейный цех, бухгалтерия, юрлицо появились только через несколько месяцев.
Модели Марина и Дина придумывают вместе: сначала будущий наряд обсуждается, потом рисуется на бумаге и затем воплощается в лекалах и ткани. Совместному творчеству и бизнесу помогает то, что Марина — дизайнер одежды, окончила Архитектурную академию и имеет большой опыт работы с иностранными фабриками.
Первую коллекцию по эскизам Марины шили девочки-надомницы. Ткань, перья и фурнитуру покупали в Екатеринбурге, хотя потом перешли на зарубежных поставщиков: это дешевле, а ассортимент — больше. Первые модели сработали в «ноль» — отдавали по себестоимости.
«Стыдно признаться, но мы даже не продумали, как будем их продавать. За неделю до Нового года в полном восторге отшили платья и юбки, выложили фото в инстаграм, на личных страничках в соцсетях. Сидим радостные, ждем реакции — и вдруг посыпались вопросы: а где можно примерить? А нам некуда их пригласить», — вспоминает Марина Голиус.
Девушкам пришлось за несколько дней до праздников искать помещение. В такой спешке удалось снять только офис в «Атриум Палас отеле». Поэтому первые покупательницы уходили с покупками из небольшой и уже требующей ремонта комнаты. После Нового года, встретив 2015-й, Дина и Марина нашли мастеров и к марту открыли свой цех и шоурум, который позже заменили магазином в «
Алатыре».
Кстати, именно эти самые страусиные перья, ради которых и затевалась первая коллекция, имели оглушительный успех: девушки метко попали в тренд. Через некоторое время перья и пайетки, которыми тоже украшали пилотные модели, оказались последним писком моды и появились во всех коллекциях мировых дизайнеров.
Фото: Boo roomfashion/ facebook.com
Первоначальные вложения в швейное «дело всей жизни» были невелики: на старте на ткани, фурнитуру, оборудование, двух сотрудниц и продвижение Дина и Марина потратили 500 тыс. руб. собственных накоплений. Для более крупного бизнеса полмиллиона — сумма смешная, но с учетом того, что некоторые местные марки запускались вообще безо всяких инвестиций, можно сказать, что девушки изрядно раскошелились. Потом пришлось занять еще миллион рублей у знакомых: потребовалось открывать цех и закупать сразу большой объем тканей за рубежом.
«Дело в том, что если ты закупаешь за границей небольшую партию ткани — тысяч на 300, то с учетом перевозки получается не слишком выгодно, все равно, что покупать ее в нашем торговом центре «БУМ». Но если партия достаточно велика — от миллиона рублей, то ткань, в зависимости от ее вида, обходится в 1,5-2 раза дешевле. Мы стараемся выбирать что-то интересное — шелка, гипюр, материалы с декором, такие, каких у нас в городе не бывает», — объясняет Марина.
Ткани для Воо закупают в Италии дважды в год — перед началом сезона. Поставщиков, как признается Марина, искали методом тыка: собирали информацию в открытых источниках, потом вели переговоры прямо на месте, в Италии.
Сейчас швейное производство требует ежемесячных вложений в 1,2 млн руб., плюс отдельная статья расходов — развитие интернет-магазина и рекламу, а общий доход составляет около 1,9 млн руб.
«Появилась возможность даже частично возвращать первоначальные инвестиции, хотя, постоянно развиваясь, мы увеличиваем и расходы: новый мастер — это большая зарплатная и налоговая нагрузка. Переехать из шоурума в магазин — это в пять раз больше платить за аренду. Съедают много денег и менее заметные траты, например, развитие интернет-магазина», — объясняют основательницы бренда.
Кадры сшивают все
Если вопрос с поставщиками удалось решить относительно быстро, то набрать хороших мастеров оказалось делом весьма непростым. С этой проблемой наверняка сталкивались все или почти все производители уральских одежных марок. «Мы поэтому сразу и не открыли цех — очень долго искали сотрудников, хотя условия мы предлагали самые выгодные: официальное трудоустройство, неплохую зарплату, оплачиваемые отпуска и больничные. Но за это и требуем много: нам недостаточно, чтобы человек мог просто бездумно сделать строчку», — рассказывает Марина.
Сейчас в штате Воо восемь сотрудников, набирали их буквально поштучно. Зато теперь в магазин частенько приходят не только для того, чтобы купить платье или юбку, но и чтобы посмотреть, как сделаны модели.
«К нам частенько заглядывают швеи, смотрят, как сделана изнанка. И мы с Мариной, и наши мастера все время «раскапываем» новые технологии шитья, используем технологии «Dior», «Max Mara». Наших сотрудников даже швеями-то называть язык не поворачивается. Швея — это человек, который на производстве одну операцию делает, молнию вшивает. А человек, который может эскиз воплотить в готовую модель, да еще на дорогой и очень деликатной ткани — это мастер», — уверяет Дина.
Каждый новый эскиз Марина обсуждает с конструктором, потом при необходимости модель отшивается из макетной ткани и, если все хорошо, «запускается в производство». Правда, «производство» — это довольно громко сказано. Одежные серии у Воо очень маленькие. Более рядовую модель могут сшить в 10-15 экземплярах. Нарядные и необычные платья, пальто и костюмы вообще появляются на свет в количестве двух-трех штук, размерный ряд ограничивают от XS до M. Но по предварительной договоренности клиентка может получить понравившуюся модель в размере L. Раз в месяц выпускается 10-15 моделей, количество зависит от сезона и «капризности» ткани, которую используют для коллекции.
«Мы не хотим перейти ту грань, которая отделяет индивидуальное производство от массовки. Девушка, которая приходит в нашем платье на вечеринку, не должна себя чувствовать как клиентка магазина
Zara, которая везде может столкнуться с тем же нарядом, который есть у нее. Да и массовое производство — это как раз тот самый цех на окраине города, немалая часть изделий массовки уходит в брак, а творчества там гораздо меньше. Мы хотим чего-то эксклюзивного, но понимаем, что в единственном экземпляре одежда будет неподъемно дорогой, поэтому «раскидываем» каждую модель на несколько экземпляров», — считает Марина.
Платье для незнакомки
Даже отшитые в нескольких экземплярах модели нельзя назвать дешевыми: топы за 7-10 тыс. руб., платья — за 10-15 тыс. руб. и легкие пальто, перешагивающие рубеж в 23 тыс. руб., могут позволить себе не все. Правда, охотницы на них находятся, несмотря на то, что сейчас Екатеринбург переживает бум малосерийного одежного производства, и выбор у екатеринбургских модниц весьма велик.
«У меня в Москве есть знакомая: говорит, копалась в соцсетях, и была в шоке от того, сколько у нас в Екатеринбурге интересных марок одежды. В Москве такого и близко нет», — объясняет Марина. Покупатели в последние несколько лет делают ставку не на количество, а на качество и индивидуальность в одежде. Именно поэтому, считают основательницы марки Воо, на екатеринбургском рынке находится место всем многочисленным малосерийным одежным производствам, которые выпускают эксклюзивные вещи и не пытаются переплюнуть Zara или H&M.
Фото: Boo roomfashion/facebook.com
Новую екатеринбургскую марку, согласно статистике основательниц Воо, предпочитают женщины 20-35 лет, хотя порой за нарядами приходят и покупательницы постарше.
«Больше всего удивило то, что нашими первыми покупательницами были не наши подруги и знакомые, хотя, казалось бы, это вполне логично. Мы думали, нам будет сложно как раз «выскочить» за пределы этого круга «своих». Но первые клиентки, которые узнали о нас по «сарафанному радио», были нам совершенно незнакомы», — рассказывает Дина.
Повторять историю, например, «Киры Пластилиной» и открывать по бутику в каждом городе авторы Воо не собираются, но засматриваются еще на два мегаполиса — Москву и Нью-Йорк.
«У нас уже была возможность выставлять наши наряды в магазине на Манхэттене. Не будем раскрывать название магазина, потому что мы надеемся в будущим сотрудничать с ним. Но в тот момент — а мы только начали развивать свой бизнес — мы не смогли принять это предложение. Воо не соответствовал заявленным требованиям ни по объему производимого товара, ни по документообороту, да и интернет-магазина у нас тогда не было, а его наличие было обязательным условием для сотрудничества. Сейчас мы все это приводим в порядок, развиваем интернет-магазин, планомерно делаем фотосессии, наполняем сайт контентом и выпускаем необходимое для нью-йоркского магазина количество моделей», — объясняет Марина и уверяет, что не откажется от идеи вывести уральский бренд за рубеж.