Меню

«Помощь воспринимают как должное. Бизнесмен помогает, а его последними словами обзывают»

Трудный выбор бизнеса: как не превратить желание помочь в тяжелый груз? Владелец продуктовой сети в Екатеринбурге перестал бесплатно раздавать хлеб после серии скандалов с покупателями.

В Екатеринбурге владелец сети магазинов «Три А» бизнесмен Артак Акопян прекратил благотворительную акцию, которую его фирма начала несколько месяцев назад в помощь нуждающимся. Суть акции состояла в раздаче каждое утро бесплатного хлеба. Начав с 10 буханок, вскоре предприниматель ежедневно раздавал пришедшим к его магазин людям до 70 булок хлеба. 
 
«Мы с партнерами подумали, что каждый будет когда-то старым и может оказаться без помощи близких или совсем один. Хлеб — это продукт первой необходимости. Вначале все шло хорошо, без скандалов. Люди ходили, благодарили. А потом покупатели почему-то решили, что раздавать хлеб бесплатно — это наша обязанность. Слово «бесплатно» действовало на людей непонятным образом», — рассказывает предприниматель.  
 
Как сообщил журналистам г-н Акопян, покупатели на продавцов орали: «Ты мне что, такая-сякая, хлеб не оставила?! Я пришла позже указанного срока (хлеб раздавали до 12 часов дня), ну и что?! Могла бы и оставить! Либо заходили в магазин и с порога так: «А ну-ка, сбегай, принеси положенный мне бесплатный хлеб!». 
 
«Было неприятно слушать оскорбления. У нас с них день начинался и ими же заканчивался. Кому понравится слушать изо дня в день, что ты негодяй, обещал всем раздавать вдоволь хлеба, а сам обманываешь бедных людей», —  рассказывает г-н Акопян. 
 
В итоге акция была прекращена, а владелец сети решил реализовать благотворительный проект в другом формате. Теперь в пакет помощи входит не только хлеб, но и другие продукты. Почти все они по-прежнему раздаются бесплатно, часть предприниматель отдает пенсионерам по себестоимости.
 
«Мы дали в газетах объявление — там указали телефон, куда могли позвонить пенсионеры, не выходящие из дома. Они заказывают у нас еду, и мы им привозим. Теперь это точечная адресная помощь», — рассказывает владелец торговой сети.  
 
Опрошенные DK.RU предприниматели уверены, что такой исход был неизбежен. 
 
«Человек проявил отличные качества — желание помочь близким, но психологию иждивенчества никто не отменял. То, что достается бесплатно, очень быстро начинают считать своим, и будут требовать еще и еще. Мы так пробовали возить вещи в один детский дом, но когда однажды привезли меньше обычного, на нас смотрели как на преступников: мол, бросаете людей в беде», — комментирует Антон Калинин, совладелец оптовой компании «АртКон».  
 
Добавим, что проблема благотворительной помощи и реализации социальной ответственности бизнеса уже не раз поднималась на портале DK.RU. Широкую полемику вызвала авторская колонка психолога АНО «Семья детям» Александры Мелях, которая рассказала об опасных с точки зрения тенденциях в среде состоятельных благотворителей раздавать средства и продукты без понимания, насколько это действительно помогает, просто для успокоения своей совести.