Меню

Попавшие в Мундиаль

Для Екатеринбурга ЧМ-2018 — хороший повод решить инфраструктурные проблемы, на которые прежде не хватало денег. Деньги уже обещаны, хотя и не все. Осталось выполнить обязательства и сыграть в футбол.

Подготовка к чемпионату мира 2018 г. по футболу обойдется России в 917,3 млрд руб., из которых 525,8 млрд руб. выделит РФ, 123,6 млрд руб. — регионы и 267,9 млрд руб. — частные инвесторы. Это предварительные расчеты. Контрольные цифры появятся 6 июня, когда правительство России утвердит Программу подготовки к чемпионату мира. До этого дня города-участники ЧМ-2018 могут только предполагать, сколько денег они получат через целевые программы и в каких пропорциях поделят расходы на Мундиаль с федеральным и региональным бюджетами. Если ожидания не сбудутся, от каких-то намерений придется отказаться.

Счет на триллионы

Федеральные чиновники, умудренные опытом мегапроектов (Универсиада, Олимпиада, саммит АТЭС), опасались, что бюджет на подготовку к чемпионату мира по футболу будет расти как снежный ком. На то были причины — только затраты на Олимпиаду в Сочи с 2007 по 2012 гг. увеличились почти в пять раз — с 320 млрд руб. до 1,5 трлн руб. И Ахмед Билалов, вице-президент Олимпийского комитета России, чья работа вызвала недовольство Владимира Путина, стал фигурантом уголовного дела. По мнению Вячеслава Огнева, директора ООО «Монтажпромальп», строящего в Сочи олимпийские объекты, стоимость работ (помимо распилов) росла из-за общего непрофессионализма. «Страна растеряла опыт гигантских строек — нам не хватает экспертов, способных понять сложность задачи и описать ее в техническом задании, не хватает инженеров и просто физических возможностей, чтобы быстро проектировать объекты и запускать их в производство», — говорит он.

Глав регионов предупредили, чтобы они не решали текущие проблемы за счет чемпионата. Возможно, поэтому в Екатеринбурге в перечень объектов дорожной инфраструктуры сначала внесли дорожную развязку у концерна «Калина», а затем вычеркнули. «Она далеко от стадиона, и нам было бы сложно обосновать, как она соотносится с подготовкой к чемпионату мира», — пояснил «ДК» сити-менеджер Александр Якоб. Виталий Мутко, посетивший Екатеринбург в феврале 2013 г., согласился, что запросы Свердловской области «разумны и компактны».

Но в масштабе страны смета на чемпионат мира становилась все больше. Первую цифру — 630 млрд руб. г-н Мутко назвал летом 2011 г. Осенью 2012 г. сумма выросла до 661,7 млрд руб. — выяснилось, что забыли про тренировочные базы команд, фестивали болельщиков и расходы на управление самой программой подготовки. Последний бюджет, о котором просило Минспорта, был уже не намного меньше олимпийского — 1,39 трлн руб.

На эти деньги города-участники должны построить стадионы, тренировочные базы, дороги, развязки и временную инфраструктуру.

Самое дорогое

По прогнозам Леонида Рапопорта, министра физкультуры и спорта Свердловской области, летом 2018 г. в Екатеринбург приедут 250 тыс. болельщиков. Чтобы они свободно перемещались по городу, к этому времени частично перекроят улицы вблизи Центрального стадиона и построят автомобильные развязки — запланировано 15 инфраструктурных объектов. На это понадобится 124 млрд руб. (77% всей суммы на подготовку к чемпионату). Прежде чем федеральный бюджет их выделит, муниципалитет должен утвердить концепцию дорожной сети, подготовить проектную документацию и передать заявку областным чиновникам, а те отправят ее в Москву на экспертизу. Конкурс на разработку концепции транспортных потоков выиграла московская фирма. Подрядчиками станут местные проектировщики. Москвичи предложили три варианта, из которых предстоит выбрать один. Сделать это нужно в ближайшее время, чтобы в 2013 г. заложить первый камень. Крупные дорожные развязки обычно строят за 3-4 года, но запускать объекты придется по очереди, иначе движение автомобилей в городе остановится. И, кстати, деньги, которых еще нет, Москва будет выделять траншами — согласно графику. Пока в программе подготовки страны к чемпионату мира нет упоминаний о средствах на екатеринбургские дорожные развязки. По прогнозам, они появятся в целевой федеральной программе по Екатеринбургу.

Первая очередь дорожной сети к чемпионату — это развязки ул. Токарей-Крауля, ул. Токарей-Татищева, ул. Токарей-Ключевской и переход проспекта Ленина в ул. Татищева. При прокладке маршрута Ленина-Татищева, возможно, понадобится перестраивать транспортные узлы на ул. Малышева-Репина, ул. Малышева-Московской и ул. Ленина-Московской.

По словам г-на Якоба, общая концепция предусматривает и строительство крупных развязок на пересечении Объездной с ул. Московской, Серафимы Дерябиной и Амундсена. «В части транспорта логика была в том, чтобы создать для приезжих удобные маршруты «Аэропорт Кольцово — Центральный стадион» и «Железнодорожный вокзал — Центральный стадион», а жителям города — обеспечить беспрепятственный доступ из центра — пешком или на общественном транспорте», — говорит он.

Скорость подготовки проектов зависит от того, насколько успешно город и область поделят федеральные деньги на строительство дорог. Если все отложится, строить будет уже некогда.

Вторая очередь метро —
во вторую очередь

Когда счет пошел на триллионы, Москва не захотела оплачивать городам-участникам ЧМ-2018 строительство метрополитена. Из шести заявок удовлетворили две — повезло Санкт-Петербургу и Нижнему Новгороду, которым сначала пришлось ужать потребности до минимальных 37 млрд руб. На двоих им пообещали половину этой суммы (для сравнения: Казань просила на метро 40 млрд руб., Екатеринбург — 32 млрд руб.). Информация просочилась в СМИ с заседания у зампреда правительства Аркадия Дворковича. Сам г-н Дворкович заметил, что решение не окончательное.

На 32 млрд руб. администрация Екатеринбурга собирается построить четыре станции, входящие в первую очередь второй линии городского метрополитена: «Металлургическую», «Татищевскую», «Уральских Коммунаров» и «Площадь 1905 года». Причем первые три, т. н. мелкого заложения, будут разрабатывать открытым способом (в котловане). По опыту первой очереди, километр метро в Екатеринбурге обходится в 3,9 млрд руб. (для сравнения: в Москве — 5,5 млрд руб., в Самаре — 6,5 млрд руб.).

По расчетам, тоннель пройдет неподалеку от Центрального стадиона — под зданием НИИ ОММ. К месту соревнований болельщики смогут попасть со станций «Татищевская» и «Уральских Коммунаров». В июне 2011 г. Александр Якоб, выступая в прямом эфире, говорил, что отрезок «ВИЗ-центр» планируют завершить к 2018 г. Теперь, когда денег ждать неоткуда, планы изменились: строительство продолжится, если областной и федеральный бюджеты тоже выделят деньги. Тянуть метрополитен только за свой счет, даже при поддержке области, руководство города считает неправильным: на первую очередь метро (десять станций) ушло 30 лет (первый ковш земли вынули в 1980 г.).

В ожидании, что ситуация изменится к лучшему, вторую линию начали проектировать. Наземное метро, которое обошлось бы дешевле, не допускается по санитарным нормам из-за высокого уровня шума.

Аркадий Чернецкий, экс-мэр Екатеринбурга и сенатор Совета Федерации, полагает, впрочем, что дело сдвинется с мертвой точки, если Екатеринбург выиграет право на международную выставку ­ЭКСПО-2020. Тогда к четырем станциям можно будет добавить еще две, чтобы дотянуть ветку метро до территории ЭКСПО-парка на правом берегу ВИЗовского пруда. Судя по настроениям центра, это единственный способ проложить вторую очередь метрополитена.

Скупой платит дважды

В октябре 2011 г. г-н Мутко известил регионы, что федеральный бюджет готов финансировать строительство и реконструкцию стадионов из расчета 4-5 тыс. евро на одно посадочное место. Или около 7-9 млрд руб. на стадион вместимостью около 45 тыс. чел. Остальное доплачивают региональные бюджеты. «Если регионы не прислушаются к экспертным оценкам, будут все строить за свои деньги», — сказал министр.

Тогда же эксперты газеты «Советский спорт-Футбол» сравнили затраты России на ЧМ-2018 с ожидаемыми доходами, ориентируясь в подсчетах на цифры ЧМ-2010 в ЮАР и ЧЕ-2012 в Польше и Украине. По их версии, продажи прав на трансляцию соревнований (FIFA выделит России небольшой процент), билетов на матчи и доходы от туризма принесут стране всего 35,5 млрд руб. Если не считать затрат на дорожную инфраструктуру и подготовку ­аэропортов, которые можно считать вкладом федерации в развитие регионов, чистый убыток составит около 100 млрд руб.

В Екатеринбурге на реконструкцию Центрального стадиона нужно 11,4 млрд руб., из которых федеральный бюджет выделит 7 млрд руб. Остальные средства — за счет региона или частных инвесторов. Такая практика уже есть — реконструкцию «Лужников» оплатило правительство Москвы, строительство «Спартака» — совладелец «Лукойла» Леонид Федун, строительство «Зенита» в Санкт-Петербурге — «Газпром».

В Свердловской области частный инвестор в лице Группы Синара потратил на первую реконструкцию Центрального стадиона (2006-2011 гг.) 2,5 млрд руб. Тогда компании принадлежало 50% акций ОАО «Центральный стадион». В 2012 г. правительство региона выкупило доли Синары и администрации Екатеринбурга, став единственным собственником. Теперь оставшиеся 4 млрд руб. за новую реконструкцию доплатит областной бюджет.

Однако, как говорит Борис Левянт, президент ABD architets, соблюсти все требования FIFA при перестройке Центрального стадиона затруднительно — чем-то придется поступиться. По общему мнению, проще и дешевле было бы возвести новый футбольный стадион на окраине города. Но содержать два крупных спортивных объекта бюджетам города и области не под силу. Так в обсуждении появился третий (компромиссный) вариант — снести Центральный стадион (как это сделали, например, в Санкт-Петербурге) и строить на пустом месте. Градостроительный совет в апреле согласился, что снос решил бы все проблемы, но прежде арену нужно лишить статуса объекта культурного наследия, а это — длительная и сложная процедура. По словам Алексея Куковякина, директора архитектурной фирмы «Алкута», работающей как подрядчик ABD architeсts, сегодня рассчитывать на положительный ответ не приходится. Скорее две стены, охраняемые законом, впишут в помещение нового стадиона. Точку над i поставит губернаторский градостроительный совет, который хотели собрать в минувший вторник, но пока перенесли.

Зачистка вокруг стадиона

В отличие от Волгограда, Самары, Ростова-на Дону и других городов, которые вынесли новые футбольные стадионы на окраину города, Екатеринбургу приходится расчищать площадь вокруг арены, вписанной в городскую застройку. По стандартам FIFA, она должна быть 18-25 га — во время чемпионата рядом со стадионом появится временная инфраструктура: зона гостеприимства (банкетные павильоны FIFA и ее партнеров), коммерческие павильоны спонсоров, медиацентр, зона вещателей, стоянки для машин и автобусов, вертолетная площадка и проч. Сейчас Центральному стадиону принадлежит 10,7 га.

Два месяца назад главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин говорил «ДК», что осваивать территорию мешают здания СИЗО, исправительной колонии и НИИ ОММ. Для их переноса на новое место требовалось соответственно 6,6 млрд руб. и 6,5 млрд руб. По словам представителей местного ГУФСИН, Федерация могла выделить деньги через целевую программу развития пенитенциарной системы. Чтобы екатеринбургские объекты попали в нее, требовалось время и содействие губернатора. А на строительство новых зданий в пос. Шабры и перенос в них СИЗО и ИК-2 нужно четыре года: если не начать работы в 2013 г., к 2017 г. переезжать будет некуда. Председатель областного правительства Денис Паслер даже заявил, что территорию вокруг Центрального стадиона лучше планировать без учета земель СИЗО и ИК-2.

Однако 22 мая появился проект «Программы подготовки РФ к чемпионату мира-2018», где написано, что платить за перенос СИЗО, ИК-2, НИИ ОММ, УГМА и военного госпиталя будут Федерация и Свердловская область (в какой пропорции, пока неизвестно). Г-н Рапопорт заверил, впрочем, что Медицинскую академию сносить не придется. «В итоге останется стадион, а вокруг него — зоны отдыха. Вынос СИЗО можно считать решенным — в проекте Программы подготовки к ЧМ-2018 говорится, что затраты поделят Федерация и регион. НИИ ОММ обречен на снос, поскольку ветка метро, которая пойдет от Площади 1905 г. в сторону ВИЗа, будет наводить в этом месте электромагнитное поле — диагностическая медицинская аппаратура просто не сможет работать. В здании УГМА разместятся медицинские службы, охрана правопорядка и волонтеры».

В медицинской академии говорят, что трудностей с временным переездом не будет: летом студентов еще нет, а большинство сотрудников — в отпусках.

Всех вывезут на трамваях

По оценкам экспертов, если все пойдет, как намечено, к 2018 г. Екатеринбург кардинально изменит транспортную инфраструктуру возле Центрального стадиона (пр. Ленина, ул. Малышева) и в микрорайоне ВИЗ. Проспект Ленина соединят с ул. Татищева. Такое решение было и в генплане 1972 г., и в генплане 2004 г., но осуществят его только сейчас. Вместо тоннеля, который раньше хотели проложить под сквером у Вечного огня, муниципалитет остановился на более экономном наземном варианте. 20 мая администрация города заявила, что пустит в этом направлении трамвай — от перекрестка ул. Ленина-Московской до ул. Татищева-Красноуральской (общая протяженность — 1,5 км). А оттуда трамвайное сообщение будет развиваться в сторону площадки у Верх-Исетского пруда, где зарезервировано место под выставку ЭКСПО-2020. Это может означать, что в отсутствие федеральных денег от второй очереди метро в направлении ЭКСПО-парка решили отказаться.

Если же проблему с землеотводами под тягловые подстанции успешно решат, в ближней перспективе появится и магистраль непрерывного трамвайного движения длиной 5,5 км между центром города и микрорайоном Академический — выделенная трамвайная линия по оси улиц Вильгельма де Геннина и Серафимы Дерябиной.

По прогнозам, новые развязки-эстакады на ул. Токарей-Крауля, ул. Токарей-Татищева, ул. Токарей-Ключевской позволят разгрузить срединное кольцо от транзитного автотранспорта, создающего пробки, но, возможно, решат проблему наполовину, «передвинув» пробки в другое место.

Выселение из города пенитенциарных заведений, по общему мнению, может затормозить неспешная бюрократическая машина — оно состоится, если в дополнение к деньгам, которые Федерация готова выделить, ведомству ГУФСИН поступит команда сверху.

Впрочем, все рассчитывают, что обойдется без сбоев.

Михаил Старков