Меню

Пора предпринимать!

Игорь Черноголов считает, что эффективный бизнес можно делать не только на нефти и газе. Игорь Черноголов генеральный директор «Пенетрон-Россия» Запуская производство гидроизоляции «Пенетрон», мы

Игорь Черноголов считает, что эффективный бизнес можно делать не только на нефти и газе.

Игорь Черноголов
генеральный директор «Пенетрон-Россия»

Запуская производство гидроизоляции «Пенетрон», мы решили здесь же изготавливать ведра под фасовку продукта. Подсчитали затраты: оборудование, обучение рабочих, контроль качест­ва выпускаемой продукции. Оказалось, что ведра можно привезти из Соединенных Штатов, заплатить за доставку, растаможку — и получится раза в два дешевле! Сырье для производства наших смесей тоже приходится покупать за границей. Только песок берем здесь, но так мучаемся при обработке, что, наверное, дешевле было бы покупать там Парадокс: за границей дешевле все — еда, ТНП, станки, инструменты. В нашей стране ничего нельзя произвести. Здесь никто не умеет работать. И не хочет. Малого и среднего бизнеса практически нет.

Потеряв надежду найти в России подходящее для строительства сырье, под очередной проект закупили все стройматериалы в Финляндии. Причем лес был явно российский, может, даже уральский. Вначале его продают в Прибалтику, оттуда — в Финляндию, там его обрабатывают, сушат, а затем поставляют нам. Парадокс: даже наш лес дешевле покупать в Финляндии! Потому что, если его обрабатывать у нас, он станет золотым — настолько неэффективно, с огромными издержками ведется у нас производство.

Так будет до тех пор, пока мы считаем, что бизнес можно делать только на нефти и газе, ну еще на покупке и перепродаже иностранных товаров.

Вы заблуждаетесь!
Выход в том, чтобы открывать как можно больше малых предприятий, постепенно развивая их в средний бизнес.
Однако прежде придется развеять два заблуждения: 1) свободных рыночных ниш уже не осталось, 2) средства на воплощение бизнес-идеи взять неоткуда.

Пункт первый. Современная молодежь (я имею в виду людей, потенциально готовых заняться бизнесом, но не знающих, с чего начать) полагает, что места на рынке не осталось, все вкусные части пирога растащены. Помню, что, когда мы начинали бизнес в 1992 г., думали точно так же. А начали прощупывать почву — непаханая целина! Даже в странах развитого капитализма ежедневно создают сотни новых предприятий. Кстати, именно этим замечанием воодушевил меня товарищ, с которым мы начинали бизнес. Рассудив, что он прав, я рванул в бой.

Пункт второй. Спору нет, система кредитования малого бизнеса пока не действует, да и вообще нет уверенности, что заработает. Из тысячи бизнес-планов, предъявленных на рассмотрение банку, шанс на успех появляется в лучшем случае у одного-двух.

Но есть другие пути. Мы предлагаем объединять усилия состоявшихся предпринимателей и людей с перспективными бизнес-идеями. Состоявшийся предприниматель — это тот, кто разобрался в одном, двух, трех бизнесах, хорошо заработал, а значит, способен разобраться и в других. Но часто именно такой человек исчерпал свои возможности в идейном плане (та самая иллюзия отсутствия ниш). С другой стороны, есть люди с идеями, у которых сегодня отсутствуют необходимые средства. Решение такое: любую бизнес-идею вначале необходимо подвергнуть разбору, вероятно, скорректировать направление — а это способен сделать состоявшийся предприниматель. Затем можно создавать совместное предприятие либо выступить инвестором по перспективному проекту.
Берите и делайте!
Мы призываем молодых предпринимателей с идеями не бояться и предлагать свои проекты. Когда представители «Деловой России» встречались со студентами, нам задавали вопросы на эту тему. Я говорил: «Приходите с вашими идеями — обсудим и просчитаем». Приходили — и обсуждали, и считали. Уже есть совместные проекты.

Например, один человек предложил возить строительные люльки из Китая, продавать и сдавать в аренду. При сдаче в аренду вложения окупаются за полгода, при продаже — сразу с хорошей прибылью. Я проинвестировал этот проект. Правда, это не производство, но с чего-то нужно начинать.

Другой человек пришел и говорит: «Я хочу заниматься антикоррозийными работами по металлу». Тоже просчитали и профинансировали. Еще пример — помогли открыть проект по наливным полам. Мы посмотрели, а ведь, действительно, в городе у нас практически никто не делает промышленные полы — рынок свободен. После проверки качества на нашей производственной площадке проект одобрили.

Это лишь некоторые примеры. Я хочу призвать предпринимателей, готовых финансировать стоящие бизнес-идеи, вкладывать деньги, а предпринимателей, обладающих идеями, искать источники финансирования в работающем бизнесе.

Михаил Бабин
генеральный директор компании «Технология ресурсов»:

— Эта идея давно обсуждается в деловых кругах.
У нас есть опыт и деньги, которые можно вложить. Хочется гордиться своей страной, а в последнее время, кроме футбола и хоккея, гордиться нечем В России пока ничего не сделали (за редкими исключениями), что пользовалось бы спросом в нашей стране или за рубежом.

Г-н Черноголов совершенно прав: работать у нас не умеют — некому. Это сильно сдерживает развитие малого бизнеса. Но в скором времени ситуация изменится. Введение единого госэкзамена — событие знаковое. Если раньше учителя могли ставить хорошие оценки своим балбесам, а те пойти с этими оценками и платно получить высшее образование, то теперь тотальное производство «менеджеров» в стране наконец-то приостановится. А то у нас предыдущее поколение было практически выкошено, потеряно для бизнеса — они ведь все «менеджеры» (к сожалению, без специальности и знаний). Человек, претендовавший на должность в моей фирме, в анкете на вопрос «Чем занимались на предыдущей работе?» написал: «менеджерированием».
ЕГЭ восстановит приток рабочей силы со среднеспециальным образованием, дав толчок развитию малого бизнеса. И тогда предложенный г-ном Черноголовым механизм сможет заработать эффективно.

Рашит Халитов
директор «Аверон-МТ»:

— Удивляет логика г-на Черноголова. Ему не удалось наладить производство тары для своего продукта. Получилось дорого, поскольку в России не умеют работать. На мой взгляд, объяснение странное. Мы ни­сколько не ленивее европейцев, просто живем в других условиях — климатических, географических и пр. Это обстоятельство сильно влияет на эффективность. Знаете, на какую глубину закладывается фундамент дома в Англии? На 25 сантиметров. А у нас зимой земля промерзает больше чем на метр. Или, допустим, Корея — там вообще можно залить площадку асфальтом, поставить ангар и открыть производство. А в России производственные и складские помещения придется обогревать. Затраты намного выше. Поэтому часть продуктов у нас выпускать действительно трудно, а некоторые вообще невозможно и бессмысленно. Приходится решать, что в российских условиях будет эффективно, а что — нет.

Наше государство выбрало правильное направление для инвестиций — инновационные технологии. Здесь у нас есть шансы проявить себя, конечно, если все не ограничится лишь словами.

Наконец, идея содействия развитию бизнеса через бизнес тоже не нова. Но одними лозунгами тут не обойтись. Нужна структура, которая будет аккумулировать бизнес-идеи и выставлять их на обозрение потенциальных инвесторов. Наверное, у Игоря Черноголова и его товарищей по «Деловой России» такие возможности есть.