Меню

Пора расслабиться. Почему все-таки лень — двигатель прогресса

Иллюстрация: https://pixabay.com

Сделать каждую секунду своего рабочего времени наиболее эффективной — к этому призывают нас бизнес-гуру. На самом деле можно пойти по другому пути и просто расслабиться. Это не так уж и страшно.

Одна из главных проблем современного бизнеса — излишек занятости. Слишком много отвлекающих факторов и слишком много делается ради проформы, пишет The Economist. На страницах журнала вышла любопытная статья, о том, как расслабление, или, говоря попросту, лень, способна развивать бизнес не хуже любой сверхзанятости.

На что убивают свое время и собственники бизнеса, и сотрудники компаний? Голландцы уверены, что больше всего пожирают время совещания: у них даже есть слово vergaderziekte, «совещательная болезнь» (попросту говоря, тошнота). А прошлогоднее исследование McKinsey Global Institute показало, что главная проблема  в электронных письмах. Выяснилось, что квалифицированные офисные работники проводят больше четверти рабочего дня за написанием писем и ответов.

Существует целая индустрия менеджмента, которая только и делает, что создает поток этих бесполезных занятий. Предложения «поднажать» приводят к эпидемии переработок, особенно в США. Американцы сегодня работают на 8,5 часов в неделю больше, чем в 1979 году. Прошлогодний опрос Центра контроля заболеваемости показал, что почти треть работающих американцев спят по шесть часов в сутки или меньше.

Еще в одном опросе, проведенном поставщиком мобильных систем Good Technology, выяснилось, что больше 80% респондентов продолжают работу, покинув офис, 69% не способны лечь спать, не проверив еще раз почту, и 38% регулярно проверяют рабочую почту за обеденным столом. Все это мешает сосредоточиться на реальной работе.

Тереза Амабиле из Гарвардской школы бизнеса, которая провела большое исследование процесса работы и творчества, говорит, что работники обычно лучше проявляют себя в те дни, когда они испытывают немного давления, чем когда на них сваливается лавина непредсказуемых требований. В 2012 году Глория Марк и двое ее коллег из Калифорнийского университета в течение 5 дней не давали 13 представителям IT-бизнеса пользоваться имейлом. Оказалось, что люди, не отвлекающиеся на почту, могли дольше сосредоточиваться на своей задаче и испытывали меньше стресса.

Пришло время применить новую стратегию  не поднажать, а откинуться назад. И у этой традиции рассуждений о лидерстве есть достойная история. Лорд Мельбурн, любимый премьер-министр королевы Виктории, превозносил «мастерство бездействия». Еще один британский премьер Герберт Асквит придерживался принципа «поживем-увидим». Рональд Рейган также верил, что перерабатывать не нужно. «Да, тяжелый труд еще никого не убил, — говорил он, — но я думаю, а зачем рисковать?»

Выиграют от этой перемены и сами менеджеры. От высших руководителей больше всего пользы, когда они думают о стратегии, а не о конкретных делах  о том, идет ли компания правильным курсом, а не о том, строго ли она следует плану.

Джек Уэлч, когда он был главным в General Electric, проводил час, как он сам говорил, «глядя в окно». Билл Гейтс, будучи руководителем Microsoft, на две недели в году  он называл их «неделями мысли»,  запирался в коттедже где-то в глуши. Джим Коллинз, автор «От хорошего к великому», советует всем руководителям вести список дел, которые им нужно прекратить делать.

Кит Мерниган из Школы менеджмента Kellogg в своем труде «Не делайте ничего» — одной из немногих бизнес-книг, где поднимается проблема излишнего менеджмента,  доказывает, что самые лучшие руководители концентрируют внимание на создании правильных стимулов, а затем отходят в сторону.

Теги: лайфхакикарьераличностный рост