Количество хостелов бурно растет вопреки ситуации в экономике. Их владельцы отмечают: бизнес не требует значительных вложений, но возврат зависит от целого ряда факторов, от погоды до мероприятий.
В преддверие чемпионата мира по футболу в Екатеринбурге городские власти собираются сделать ставку на хостелы: в них планируется разместить значительное число гостей. К 2018 г. их количество должно удвоиться, прогнозировали в мэрии в прошлом году. Сейчас в Екатеринбурге, по данным сервиса бронирования Booking.com, насчитывается 56 хостелов. При этом многие из них были открыты за последние годы. DK.RU решил пообщаться с владельцами двух хостелов, чтобы узнать, почему они решили заняться этим бизнесом, от чего зависит его успех и когда они планируют вернуть затраты.
Открытие:
Роман Гончарук, директор Sky Hostel:
Мария Снигирева, директор B&B Hostel&Hotel:
Размер инвестиций и окупаемость:
Г-н Гончарук: Объем инвестиций сопоставим со стоимостью автомобиля. Сейчас хостелы открываются как грибы. В основном квартирного типа: чтобы им выжить, экономят на всем, что сказывается на сервисе. А потом начинается: гастарбайтеры в соседней комнате живут, люди ходят какие-то непонятные, ну и так далее! Подрывают представление людей о хостелах.
Смотря что понимать под словом окупаемость. Если иметь в виду компенсацию текущих расходов по аренде, коммунальным платежам и другим текущим расходам, то в существующих условиях планируемый срок окупаемости с 6 месяцев увеличился до 12! Я нашел инвестора, но, к сожалению, до сих пор инвестиции эти не вернул в полном объеме.
Sky Hostel. Фото предоставлено Романом Гончаруком
Я с удовольствием читаю блоги разных людей по теме хостелов. Всегда удивляли те моменты, что люди выходили в прибыль с первого месяца, но почему-то через два месяца начинали продавать свой бизнес. У нас в городе много хостелов, которые были перепроданы уже несколько раз. И я думаю, с убытком для своих владельцев. Хочу дать совет, если люди вдруг решат открывать в будущем хостел: более тщательно считайте бизнес-план, не доверяйте разным блогам. Не всегда то, что там пишут, правда. Поток туристов снизился, да и равняться на Москву и Питер не надо, это совсем другие города со своим туристическим потоком.
Г-жа Снигирева: Конечно, когда мы запускали этот проект, то не думали, что столько придется вкладывать, хотя прочитывали все до мелочей. В сумме на открытие у нас ушло порядка двух миллионов рублей. Срок окупаемости у такого проекта примерно 1,5 года, мы как раз подходим к данному рубежу. Пока все по плану. Средства были вложены собственные, решили обойтись без участия инвестора.
B&B Hostel&Hotel. Фото предоставлено Марией Снигиревой
Необходимые статьи расходов:
Г-н Гончарук: Конечно же, самые существенные расходы — это аренда помещения, отделка, интернет-продвижение, реклама. Насчет экономии, считаю, что можно сэкономить на обучении сотрудников и, например, самому поработать на всех должностях, которые могут быть в хостеле, такие как администратор, бухгалтер, уборщица и так далее. Тем самым детально понять, что в будущем требовать от своих сотрудников и как лучше их обучить самому.
Г-жа Снигирева: Основные статьи расходов при запуске — это, конечно, ремонт, мебель, сайт, продвижение и реклама. Экономили по максимуму, делая большинство работы сами. Экономили на сотрудниках. Но на чем в первые моменты экономить нельзя, это на продвижении, сайте и «фишках» для гостей.
Каналы привлечения:
Г-н Гончарук: Каждый канал по-своему эффективен. На разных каналах привлекается разный клиент. Цена и каналы привлечения — от этого в основном зависит адекватность гостей. Можно открыть список хостелов и увидеть там места за 300 и даже за 180 руб. Насколько это вообще выгодно тем, кто это делает, я не знаю. Но, сами понимаете, какие будут соседями за такие деньги. Так что, думаю, надо как можно больше использовать разные каналы привлечения. Некоторые каналы на начальном этапе не сразу показали эффект. Бывало, проходило полгода, год, когда тот или иной способ приносил какую-то пользу, пусть даже маленькую.
Г-жа Снигирева: На самом деле каналов по привлечению существует много, для нас самые эффективные это системы бронирования: Booking.com, Ostrovok, «Яндекс», Google, социальные сети, 2ГИС, корпоративные клиенты, доски объявлений. В нашем деле очень хорошо работает сарафанное радио, но для этого нужно оказывать действительно качественную услугу. Мы дорожим каждым гостем и стараемся найти к каждому индивидуальный подход. Поэтому у нас много постоянных гостей и гостей по рекомендации.
Портрет посетителя:
Г-н Гончарук: Наши основные клиенты — это люди из России. Возраст от 18 до 30. Люди приезжают по разным причинам. C туристическими целями, и по делам, в командировку, и просто так, переночевать. У нас тут предприниматели собирались, сидели в большой комнате, делились проектами, идеями. Спортсмены часто приезжают на соревнования. Кто-то просто из области приезжает, одежду посмотреть в магазинах, обстановку сменить. Бывают и иностранцы, но основная их масса приходится на лето. Часто гости приезжают повторно. Что касается факторов, которыми должен обладать хостел, чтобы можно было назвать его чем-то большим, чем койко-место на ночь, это в первую очередь атмосфера и сервис. Всё начинается с рецепции. От того, как тебя встречают, когда ты заходишь, — дружелюбно или нет. У меня всё строго, я постоянно контролирую процесс — или на телефоне, или по интернету. Без разницы, четыре часа утра или полдень.
Фото предоставлено Романом Гончаруком
Вот встретили вы человека, можно же его просто разместить, и пусть делает, что хочет. А можно пообщаться с ним, рассказать, куда сходить, где скидки, что вот тот продуктовый за углом лучше, чем тот, что поближе. И люди это запоминают, им нравится. Несмотря на то, что хостел — это эконом-размещение, даже если у нас в комнате живёт 10 человек, то никто никому не мешает, а за порядком круглосуточно следит администратор. Также мы постоянно проводим разные мероприятия, просим наших иностранных туристов провести нам мастер-класс по их кухне. Очень важно иметь в хостеле комнату для общения — именно она и отличает хостел от ночлежки. Здесь постоянно идет общение между постояльцами, завязываются дружеские отношения, и именно это и позволяет обеспечить дружелюбную атмосферу большого коллектива.
Г-жа Снигирева: В основном в нашем хостеле останавливаются люди в возрасте до 30 лет, хотя есть и гости гораздо старше. Это студенты, командировочные, люди, которые приехали отдохнуть, туристы. Поскольку мы находимся в самом центре, нередкие гости и иностранцы (около 10%), но больше, конечно, людей, приезжающих по делам, нежели туристов. Это скорее обусловлено погодными явлениями, так как на Урале есть что посмотреть.
Фото предоставлено Марией Снигиревой
Персонал:
Г-н Гончарук: Я сталкивался с тем, что во многих хостелах администраторы выполняют функции уборщиц. Я считаю, такого не должно быть, так как каждый должен выполнять свои обязанности. В идеале должны быть как минимум администраторы и уборщицы, чтобы обеспечить круглосуточное нахождение персонала в помещении и соблюдение постоянной чистоты. Если по каким-то причинам эта роскошь, значит, владельцы должны жить там круглосуточно, заменяя этот персонал.
Г-жа Снигирева: Для нашего хостела, он рассчитан на 50 человек, оптимально 3-4 администратора и уборщица. Есть хостелы поменьше, там, конечно, можно и штат поменьше.
Конкуренция
Г-н Гончарук: За последний год количество хостелов удвоилось, чего не скажешь о туристическом потоке. К тому же вновь открывающиеся хостелы пытаются ввезти для привлечения клиентов неоправданно низкие цены. Я тоже в свое время пытался поэкспериментировать с ценами, но, кроме как отсутствия денег даже для выплаты арендной платы, ничего не добился. Поэтому считаю, что на сегодняшний день рынок хостелов в Екатеринбурге стремительно достиг насыщения и дальнейшее его развитие в нашем городе связываю только с увеличением молодежного туристического потока.
Г-жа Снигирева: Рынок я оцениваю как среднеконкурентный. Сегодня в связи с экономической ситуацией рост замедлился, но потихоньку растет, хотя некоторые хостелы закрылись.
Основные факторы, влияющие на заполняемость хостела:
Г-н Гончарук: Если кратко, то сезон, экономика и мероприятия в городе. Постоянно должны быть инвестиции для поддержания уровня хостела. Мы всегда спрашиваем у наших клиентов, чего не хватает нам, чтобы стать лучше. Затем расставляем приоритеты, что более важно сделать в первую очередь и инвестируем в наш проект, тем самым улучшая его уровень.
Г-жа Снигирева: Загрузка хостела, конечно, зависит и от сезона, так как летом присоединяются еще и туристы, и от погоды, какие мероприятия сейчас проходят в городе. На день города почти все хостелы были загружены на 100%, хотя в обычном режиме загрузка 100% практически нереальна. Для того, чтобы хостел функционировал, примерно 60-50% прибыли ежемесячно уходит на зарплату, уборку, стирку, расходы на химию, кофе, чай. Также примерно раз в год — обновление постельного белья и раз в несколько лет — косметический ремонт.
Планы на развитие:
Г-н Гончарук: Конечно же, сделать так, чтобы наш проект стал стабильным и приносил деньги. Далее — расширяться и делать сеть дизайнерских хостелов по всей России, но это зависит в первую очередь от удачного поиска инвесторов.
Фото предоставлено Романом Гончаруком
Г-жа Снигирева: План на ближайшие три года: развить сеть до 10 точек, а также собираемся выйти на международный уровень и продавать франшизы.