Меню

«Порог вхождения — ноль». Как открыть студию рисования для тех, кто не умеет рисовать

Иллюстрация: Личный архив Катерины Процюк

«Это не курсы и не учеба, тут нет психологии и правополушарного рисования. Вы просто пришли, выпили винишка, отдохнули и с готовой картиной ушли домой». История стартапа от Катерины Процюк, Paint&Wine

«Капните немного черной краски в белила, размешайте, проведите линию поперек холста. Возьмите чуть правее и нарисуйте кружок — это будет голова девушки». Даже у  тех, кто не видел оригинал картины, постепенно на холсте проявляется девушка. А потом — море, небо, мостки.

Мастер-классы по рисованию для тех, кто не умеет рисовать, — направление новое, но развивается стремительно. И это не какое-то серьезное и околонаучное действие, не курсы длиной несколько месяцев, это всего-навсего два расслабленных часа, в результате которых получается симпатичная картинка, которой можно украсить интерьер. Именно ради этого — отдыха, раскрепощения, легкости — и затевала свой проект Катерина Процюк.


Здесь и далее: фото из группы Paint&Wine в facebook, предоставлено Катериной Процюк

Два года назад, когда Катерина провела свой первый мастер-класс, подобных примеров в Екатеринбурге практически не было. Она была первой, двигалась осторожно (о чем теперь жалеет), но главное — в стартап она не вложила ни копейки собственных средств. Ее маленькое дело развивалось органически и кормило само себя. Во многом это было интуитивно, непредсказуемо и очень-очень funny.

Спустя два года, накопив опыт и отработав бизнес-модель, Катерина Процюк подсчитывает удачные моменты: мастер-классы студии Paint&Wine регулярно проходят в Екатеринбурге и в Москве, в планах — еще несколько городов («13-ти миллионников на первое время будет достаточно», — смеется Катерина). Начинающая предпринимательница рассказала DK.RU, как из забавной идеи вырастало свое дело.

Американский сюжет

— В 2014 г. мы с мужем полгода жили в Сан-Хосе, Калифорния, и как-то подружка вытащила меня на подобное мероприятие. Я сопротивлялась, кричала, что не умею рисовать, но она уговорила. Когда я вышла оттуда с готовой картиной, настроение было просто вау! Мне хотелось прыгать, у меня было столько эмоций, потому что эту картину реально нарисовала я, и никто мне не помогал.

Ведь одно дело — нарисовать абстракцию, где можно свое неумение замаскировать за невнятным сюжетом, и другое — натуралистично изобразить конкретные предметы. На моей первой картине были корабли и море — четкие, красивые корабли и перспектива горизонта.

Я была так впечатлена этим эффектом, что решила попробовать провести подобный мастер-класс дома, в Екатеринбурге.

Формат я взяла американский — когда ведущим мастер-класса выступает художник, а участники копируют его действия. Но идеологией наполнила своей. Чаще всего в подобных студиях все очень по-деловому, плотно и выверено. Как правило, участников много — 30-40 человек, все они сидят перед мольбертами очень близко друг к другу, а ведущий в микрофон дает им указания. Мне такой бездушный формат не нравился. Хотелось, чтобы у нас был больше отдых, чем работа, чтобы люди приходили только с одной целью — получить удовольствие.

Понимаете,  нас очень хорошо научили работать, достигать целей. Но удовлетворения-то в процессе движения нет! И отдыхать мы не умеем. А тут ты приходишь и всего за два часа добиваешься ощутимого результата. Это не долгоиграющие курсы, не бесконечный путь, в конце которого ты, может быть, научишься рисовать. Да, у нас ты не станешь художником, но эту конкретную картину сможешь повторить.

По этой же причине я добавила в концепцию алкоголь: все участники, если хотят, могут выпить пару бокалов белого или красного вина. Это очень помогает раскрепоститься и расслабиться.

То есть у нас все очень просто: это не курсы и не учеба, никакой психологии, никакого правополушарного рисования. Вы просто пришли, выпили винишка (или чай, или кофе), получили удовольствие и с готовой картиной ушли домой.

Финансовый вопрос

Идея оформилась сразу, но вкладывать в нее деньги из семейного бюджета не хотелось. Я нашла художницу, которая поняла мой замысел, кинула клич по друзьям, взяла с них предоплату и на нее закупила нужные материалы.

Второй мастер-класс проводили по тому же принципу. И после тоже: число клиентов увеличивалось, каждый раз на предоплату закупали чуть больше холстов и красок. Работали от группы к группе.

Сначала проводили мероприятия раз в месяц. После, когда появились корпоративные клиенты, пришлось искать пути удешевления процесса. Вопрос стоял даже не в цене: по себестоимости у нас был достаточный запас прочности, даже с учетом резко выросших в 2015 г. цен. Но был другой момент — местные магазины не давали нам возможность в любой момент прийти и купить то, что нужно. Например, нужно на корпоратив закупить 15 холстов, а в магазине тебе говорят — приходите через две недели. И ты вынужден покупать в более дорогих магазинах и не лучшего качества.

Поэтому стали искать оптовых поставщиков. Нашли российского производителя, который делает очень хорошие холсты и по нормальной цене. Причем, благодаря скачку доллара, российские холсты покупать выгоднее, чем китайские аналоги. Краски мы тоже используем отечественного производства, очень много экспериментируем с ними, покупаем люминесцентные краски, придумываем фишечки.

В первый год, чтобы не тратиться на аренду, проводили мастер-классы в ресторанах. Старались брать непиковое время, чаще всего вечер вторника или среды. Ресторан отводил нам закуток, мы заказывали вино (а кто-то и еду) и спокойно работали. По такой схеме сейчас работаем в Москве.

Но у ресторанов есть недостаток — это остальные посетители, которые приходят поесть и повеселиться. Нам хотелось более камерной атмосферы, чтобы воздуха и света было много. Поэтому год назад мы сняли офис в «Высоцком», на 24 этаже. 


С появлением офиса в Высоцком появилась возможность не только добиваться камерной атмосферы, но и делать красивые фото на фоне города

Технология

Когда у нас появился офис, пришлось уплотнить расписание, чтобы не уйти в минус. Сейчас в среднем проводим пять мастер-классов в месяц.

Сотрудников немного: я выступаю организатором и продвигаю мастер-классы, художники их ведут. У нас сейчас четыре художницы, кто-то непрофессионал, а кто-то закончил архитектурную академию. Это здорово, когда художники разные. Интересно наблюдать, как отличаются работы у учеников из разных групп. Совсем другие акценты получаются.

Картины для мастер-классов выбираем коллегиально. Какая-то картина человеку, далекому от рисования, может показаться простой, а художник скажет, что повторить ее за короткий срок будет невозможно. И наоборот. Главное, чтобы картина смотрелась интересно, чтобы в ней была эмоция. Многие приходят рисовать картину под интерьер, поэтому стараемся подбирать разнообразные примеры: берем картины в разной технике, стиле, цветовой гамме, используем квадратные холсты и прямоугольные. Рисуем натюрморты, цветы, пейзажи.

Главное — чтобы можно было уложиться в 2-2,5 часа. Работать дольше — это уже тяжело. Но риск не успеть всегда есть: никогда не знаешь, на чем споткнется группа.

Задача художника — декомпозировать картину, то есть начинать воспроизведение с простых геометрических форм и чистых оттенков, постепенно усложняя задачу. Важно, чтобы художник знал, как исправить ошибку — и если ученик сделал неправильный мазок, это не будет трагедией. И еще одна вещь, без которой ничего не выйдет: художник должен так настроить аудиторию, чтобы участники  отключали голову, не думая о том, правильно или неправильно, хорошо или нехорошо они делают. Если удается достичь такой свободной творческой атмосферы — то вау-эффект, когда участники будут оценивать готовую работу, будет обеспечен.

Целевая аудитория

Наша основная аудитория — это женщины 28-36 лет, чаще замужние, активные, работающие. Мужчины тоже приходят, но значительно реже.

Есть корпоративные клиенты — несколько раз мы работали с ЕРЦ, с Дубль ГИС, проводили совместные мероприятия с журналом «Банзай» — делали мастер-классы на 60 человек во время регаты. Еще сотрудничали с банком Открытие, Экспо-линк и СКБ Контур.

Корпоративы — это, конечно, особый случай, многое нужно предусмотреть. Например, на регате был страшный ветер, приходилось прижимать палитры стаканами, краски мгновенно сохли, голос ведущего уносило ветром. Я тогда продумала все, но про ветер — не подумала. Теперь буду и это учитывать.

Еще один интересный сегмент — это девичники. Довольно часто женщины собираются у нас, заказывают несложную картину, чтобы порисовать и в процессе вдоволь наболтаться.

Работаем и индивидуально. Мастер-классы по рисованию любят молодожены или влюбленные пары: они остаются наедине с холстом и художником и вместе творят. Бывает, приходят целые семьи, чтобы нарисовать общую картину.

Продвижение идет преимущественно через соцсети. Сайт мы запустили сразу же, но заявки с него пошли совсем недавно. И самый беспроигрышный вариант — сарафанное радио.

Конкуренция

Когда мы только открылись, то на этом рынке были практически одни. За последние полгода зашло сразу несколько игроков, в том числе федеральных. Но я не расстраиваюсь, классно, когда у человека есть выбор. Ведь у каждого своя фишка: кто-то рисует акрилом, как мы, кто-то акварелью или маслом. Форматы тоже разные. Например, наша концепция — это отдых, а кто-то делает упор на арт-вечеринку или пати. Поэтому и аудитория разная. А еще здорово, что теперь мне не нужно объяснять потребителю, что такое — мой продукт. А по первости приходилось.

Но я за конкурентами особо не слежу, сколько их сейчас, даже не знаю.

Экспансия

Я иногда шучу: у меня есть головной офис в Екатеринбурге и филиал в Москве.

Как у нас появилась Москва. У меня там много друзей, и они, посмотрев на то, что у меня все получается, стали звать: приезжай сюда. Но я видела кучу сложностей в работе там, и первые пару попыток у меня вообще ничего не получилось.

А потом моя ведущая художница переехала на некоторое время в Москву жить, я нашла там организатора и мы снова попытались запуститься. Теперь у нас в столице есть художницы и небольшая постоянная аудитория, пытаемся выстроить график, чтобы можно было уже печатать подарочные сертификаты, проводить корпоративы.

В Москве все по-другому. Главное отличие в том, что пятница-суббота-воскресенье с точки зрения мероприятий — мертвое время. Нам ни разу не удавалось набрать участников в эти дни, видимо, люди после рабочей недели добираются до дома и уже никуда не хотят выезжать. Они хотят развлекаться посреди недели по вечерам.

Конечно, в столице мастер-классы по рисованию — это уже сложившийся рынок. Но народу там столько, что ни о какой конкуренции не может идти речи. Поле непаханое для всех — и всем хватает места. Просто надо научиться попадать в удобное расписание, подстраиваться под клиента. И продвигаться там можно только одним способом — через соцсети. Это в Екатеринбурге можно применить наружку, раздатку на улицах, а там это совершенно не работает.

Расширяться мне хочется и дальше. Но для этого нужны люди, которые поддерживают мои ценности. Можно, конечно, продавать франшизу,  но я пока не хочу. Все же это мое детище, и я буду искать партнеров и лично отлаживать процессы. С 6 апреля начинаем проводить мастер-классы в Челябинске. Пока с частотой один раз в две недели, но полны оптимизма и надеемся догнать там Екатеринбург.

Уроки предпринимательства

Бизнес мой — нишевый, и на него влияют многие факторы, в том числе сезонность: например, в январе люди уже потратили деньги и никаких развлечений не планируют. Зато приходят те, кому подарили сертификаты на Новый год. То есть любую сезонность можно обойти, если заранее все предусмотреть и оптимизировать.

Мешает мне только одно: неумение смотреть глобально. Например, что мешало мне сразу проводить стандартные мастер-классы чаще, чем раз в месяц? Но почему-то целый год я этого не делала. 

Моя главная задача на сегодня — отладить расписание мастер-классов в Екатеринбурге и в Москве. И отрегулировать ценовой вопрос. Поначалу у нас был принцип предоплаты — чем раньше человек покупает мастер-класс, тем меньше он платит. И это работало! Сейчас у нас фиксированная цена, которая не зависит от даты покупки, но в ближайшее время мы вернемся к ранжированной системе.

Также скоро у меня появится помощница, и я смогу больше внимания уделять продвижению компании и разработке новых продуктов. Ну да, мы не растем в геометрической прогрессии, это не нефть, к сожалению. Но это хороший добрый бизнес, который несет энергию и радость людям.