В закон об ОСАГО вносят финальные правки: расширяется тарифный коридор, меняются коэффициенты. Чего ждать автолюбителям от этих инициатив? Мнение страховщика на DK.RU.
Минфин внес финальные правки в закон об ОСАГО. О том, как изменения в законодательстве отразятся на автолюбителях и рынке страхования, DK.RU рассказал директор филиала «Группы Ренессанс Страхование» в Екатеринбурге Алексей Игишев.
Согласно документу, на который ссылается газета «Ведомости», Минфин готов разрешить страховщикам с 1 сентября 2019 г. по 1 сентября 2020 г. устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 г. — на 40% ниже или выше. Получается, что тарифный коридор ОСАГО расширится, при этом Минфин планирует поэтапно отменить некоторые коэффициенты, которые учитывались при расчете его стоимости — это коэффициент мощности и региональный коэффициент.
Пока мы не прогнозируем, что эта поправка серьезно скажется на тарифах. Расширение тарифного коридора — самая актуальная реформа на сегодня, но только тогда, когда страховые компании получат возможность предлагать индивидуальные тарифы конкретным клиентам в зависимости от оценки реального риска ДТП. В таком случае появится возможность существенно снизить стоимость ОСАГО для аккуратных водителей, а лихачам предоставлять полис по адекватной более высокой цене. Пока страховые компании не имеют права предлагать индивидуальный тариф конкретному клиенту, не имеют возможности выбирать, продавать ли этому конкретному водителю полис по верхней границе коридора, а этому — по нижней, — отмечает Алексей Игишев.
Кроме того, поправки предусматривают, что Центробанк будет по собственной методике мониторить коэффициент убыточности компаний по ОСАГО. Страховщики, необоснованно завышающие тарифы, будут получать от регулятора предписания. Но это, по словам Алексея Игишева, также не приведет к значительным изменениям, потому что сейчас ОСАГО у большинства компаний в лучшем случае показывает небольшую убыточность, а в худшем — существенную.
Вместо отмененных коэффициентов Минфин предлагает ввести новые. Теперь на стоимость полиса будут влиять частота нарушений ПДД, резкость торможения и перестроения и использование водителями телематики.
А вот это — замечательное предложение, которое уже отлично показало себя в КАСКО. Телематика, например, в нашей компании, пользуется устойчивым спросом, особенно у аккуратных водителей-новичков. Большинство установивших телематику получает скидку от тарифа, до 50%, в зависимости от качества вождения. Это еще один шаг к справедливой системе ОСАГО с низкими тарифами для хороших водителей и высокими — для нарушителей и лихачей. Вопрос в том, как это предложение будет реализовано технически, будет ли у страховщиков возможность использовать собственные системы или только установленные на заводе ГЛОНАСС т. д., — отмечает Алексей Игишев.
В финальной версии правок осталось предложение ввести разные типы полисов ОСАГО с разными лимитами выплат. И, как предлагает министерство, теперь автомобилисты смогут приобретать ОСАГО не на год, а сразу на три.
Ввести разные типы полисов — это абсолютно нежизнеспособное предложение, вряд ли страховщики будут предлагать расширенные лимиты массовым клиентам. И сейчас есть возможность оформить полис добровольного страхования ответственности водителей (ДАГО), но такие предложения обычно делаются только при одновременном оформлении КАСКО. При этом ДАГО практически сошло на нет из-за активного спроса мошенников на этот вид страхования. Целесообразность введения трехлетних полисов тоже спорная: количество ДТП учитывается по итогам года и в зависимости от этого корректируется тариф. Фиксировать его на три года вряд ли стоит, — уверен эксперт.
Но как бы то ни было, изменения в системе ОСАГО нужны, уверен Алексей Игишев. После либерализации тарифов, которая запланирована Центробанком на 2019 г., у страховщиков появится возможность существенно снизить стоимость полисов для большинства клиентов с хорошим водительским стажем и благоприятной историей страховых случаев. А безубыточно в течение года водят примерно 90% клиентов.