Миллионы недополученных налогов и сборов, обанкротившиеся производители, аварии на транспорте — все это результат деятельности «серых» перевозчиков.
Рынок перевозок — как грузовых, так и пассажирских — страдает от деятельности недобросовестных посредников. Потребитель получает некачественую услугу (или не получает ее вовсе), а государство недополучает налоги с доходов этого зачастую теневого сектора экономики, уверен генеральный директор компании «ТРАНССИБУРАЛ» Сергей Мазуркевич.
— В последнее десятилетие объем промышленного производства существенно вырос как в нашем регионе, так и по всей стране. Предприятия расширяют линейку товаров, завоевывают новые рынки, выходят в соседние регионы, но, к сожалению, зачастую в этом их серьезно сдерживает логистика. В России традиционно большая часть промышленной продукции перевозится по железной дороге. Официально сейчас на рынке железнодорожных перевозок стараются предоставлять вагоны напрямую грузоотправителю. Однако до сих пор сохранившаяся прослойка посредников серьезно тормозит этот процесс. Недобросовестные участники рынка — компании–посредники задействуют административные ресурсы, применяют серые схемы, шантажируют коллег по цеху. И от такого «передела рынка» страдают, прежде всего, производитель и потребитель.
Например, деятельность трейдеров губит промышленность на полигоне Южно-Уральской железной дороги и уже привела к катастрофе в Карелии, где 12 карьеров из-за отсутствия подвижного состава и возможности отгружать свою продукцию оказались фактически на грани банкротства.
Конечно, хорошо говорить о равном доступе к подвижному составу, но в условиях острого дефицита вагонов, а он в 2019 году по оценкам экспертов составит 53 тысячи вагонов, и планируемом росте промышленного производства на 11%, нам нужно срочно сделать рынок более прозрачным.
Компании-посредники нужны только тогда, когда есть реальные препятствия в сбыте, во всех остальных случаях они — лишнее звено, которое делает услугу (а значит, и продукцию) дороже, создает лишние сложности для производителя. Посредники всегда тормозят развитие промышленного сектора.
И эта логика применима не только на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Возьмем популярные такси-агрегаторы, такие как «Яндекс.Такси», Uber, Gett и другие. По сути, они не создают рабочих мест, не обеспечивают безопасность движения, но при этом диктуют свои правила игры. Это убивает бизнес частников, убивает предпринимательскую инициативу в отрасли. Во многих странах прокатились волны протестов против деятельности агрегаторов, демпингующих, но не несущих ответственности за предоставляемые услуги. Мы поддерживаем инициативу Общественного совета по развитию такси в регионах России по Уральскому федеральному округу и лично его представителя Владимира Герасименко по созданию саморегулируемой организации, которая могла бы эффективно решать проблемы рынка.
Страдают от действий агрегаторов не только таксисты, но и пассажиры. С одной стороны, они могут воспользоваться услугой, заплатив по более низкому тарифу. С другой — никто не ведет статистики правонарушений, совершаемых при перевозках, оформленных через агрегаторы.
Сегодня нет даже реестра водителей, работающих в агрегеторах — в итоге один и тот же водитель может работать по 16-18 часов — сначала, допустим, на Яндекс.Такси, затем на Uber. И это никак не отследить. Как вы считаете, такая перевозка безопасна?
Кроме того, бюджет Свердловской области за 2018 года недополучил порядка 40 млн руб. из-за деятельности агрегаторов такси и карпулинговых сервисов (BlaBlaCar), который создают недобросовестную конкуренцию межрегиональным и межмуниципальным маршрутам, когда под видом физлица в системе регистрируется юрлицо и везет маршрутным такси пассажиров из точки А в точку Б. Естественно, такой предприниматель не несет никакой ответственности перед потребителем и не платит налогов.