По словам генерального директора «Принтэксперта» Владимира Орлова, выход компании на новые рынки ускорил кризис — в 2009 г. уральские типографии перестали покупать и устанавливать полиграфическое
По словам генерального директора «Принтэксперта» Владимира Орлова, выход компании на новые рынки ускорил кризис — в 2009 г. уральские типографии перестали покупать и устанавливать полиграфическое оборудование. «Учредители собирались расширять направление, связанное с монтажом тяжелой техники, и раньше, — говорит он, — а когда типографский рынок сдулся, мы увидели в этом новые перспективы». Выяснилось, что потребность в монтаже машин и механизмов, отдельные узлы которых весят сотни тонн, сохранилась у металлургических, химических и машиностроительных заводов. Для реконструкций и капремонтов они нанимают либо крупные монтажные компании, либо специализированные иностранные фирмы, иногда — небольшие предприятия, работающие на арендованной технике.
В поисках конкурентных преимуществ «ПромСпецСнаб», сервисное подразделение «Принтэксперта», начал выполнять заказы предприятий за пределами Свердловской области под маркой «100 тонн — сервис». Заключив контракт, компания доставляет технику на монтажные площадки в других регионах. Челночные поездки позволили обеспечить работой штатных инженеров-механиков и электронщиков. По словам г-на Орлова, компания нашла рыночную нишу благодаря мобильности: основными потребителями ее услуг стали фирмы-смежники, выполняющие заказы автомобильных заводов. Владимир Орлов: «Для монтажа громоздкого оборудования в закрытом помещении нередко приходится разбирать крышу. У нас другая схема. Оборудование может перемещаться по рельсам».
Так, в октябре компания завершает сборку 13 прессов общим весом 3,96 тыс. т на совместном предприятии «Гестамп-Северсталь-Калуга», которое будет штамповать корпусные детали для сборочного производства автомобилей «Фольксваген». С запуском кузовного цеха немцы планировали выпускать около 150 тыс. машин в год и, невзирая на кризис, вторую очередь производства решили достроить.
За два месяца, что уральские монтажники работали в «Гестамп-Северсталь-Калуга», у компании появились другие заказчики из числа западных предприятий, поставляющих запчасти для автопрома. Г-н Орлов считает, что «100 тонн — сервис» успешно конкурирует с монтажными фирмами благодаря новой технике, которую прежде в России не использовали, — это гидравлические портальные системы, поднимающие грузы весом 125 и 300 т. От иностранных подрядчиков, располагающих современной технической базой, компания отстроилась за счет более низких цен.
Заказчики тяжелого монтажа предпочитают иметь дело с предприятиями, давно работающими на рынке. Сергей Червяков, директор дивизиона «Горное оборудование» компании «Уралмаш-инжиниринг» машиностроительной корпорации «Уралмаш»: «Монтаж тяжелого оборудования требует длительной подготовки. Трудно выиграть тендер, не имея рекомендаций от других заказчиков. Не говоря о том, что рынок заметно сократился во время кризиса, конкуренция усилилась, и клиент может, не переплачивая, выбирать лучших монтажников. Новичку необходимы реальные преимущества». Его точку зрения разделяет Андрей Беседин, генеральный директор торгово-промышленного объединения «Уралпромоборудование»: «Местный рынок крупнотоннажного монтажа уже сложился, и новому игроку, независимо от его технического вооружения, придется доказывать свое право на серьезные заказы. При выполнении работ важнее организационные возможности подрядчика, его умение координировать действия других исполнителей. Клиентам же конкуренция между монтажными компаниями только на пользу».
$200 млн инвестировала компания Nissan в строительство завода в Санкт-Петербурге, работающего с июня 2009 г. |
24 719 автомобилей продала компания Volkswagen в России за первые семь месяцев 2009 г. (-3,5% по сравнению с 50%-м падением авторынка) |
по 2 тыс. автомобилей в месяц планирует выпускать до конца 2009 г. российский завод General Motors |
Источник: данные компаний.