Меню

Потребление разгоняется: россияне стали больше тратить по-крупному

Расходы граждан на серьезные покупки за год оказались выше запланированных, при этом позволить себе дорогостоящие вещи могут все меньше соотечественников.

Россияне перестали экономить на крупных покупках, говорится в исследовании холдинга «Ромир». Фактические затраты по многим статьям оказались выше запланированных в начале года, а в ближайшие полгода заявлений о планах по существенной экономии нет. То есть россияне  постепенно возвращаются к докризисному стилю потребления, в том числе и в вопросе крупных покупок.
 
Так, одежду и обувь покупали 31% респондентов, хотя планировали сделать это только 20%, на медицинские услуги потратились 15% вместо планировавших их 11%, на развлечения — 6% против 4%, образование — 8% при плане в 5%. Больше запланированного граждане потратили также на покупку смартфонов (9% против 5% плана) и ремонт автомобилей (6% против 4%). 
 
Ниже заявленных оказались траты на отдых (11% при плане в 14%), ремонт жилья (9% против 10%), покупку мебели (7% против 9%) и приобретение квартир (2% против 4%). 
 
Обычно россияне заявляют, что не планируют в ближайшие полгода никаких крупных покупок либо декларируют снижение расходов на них. Сейчас 42% респондентов утверждают, что не собираются делать никаких существенных приобретений — полгода назад таких было 38%. 
 
В то же время, согласно данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, доля граждан, которым по карману дорогие товары и услуги, сокращается. В 2015 г. оплатить учебу детей в вузах могли себе позволить 30% граждан, тогда как в 2010 г. она составляла 40%. Приобрести автомобиль, дачу, мебель или ювелирные изделия или откладывать на них деньги могут 14% граждан, тогда как в 2012 г. их было на 2,7 процентных пунктов больше. 
 
Кроме того, эксперты не раз отмечали, что потребление растет во многом за счет кредитов, тогда как реальные доходы населения продолжают снижаться. Причем активнее всего берут потребкредиты жители бедных регионов и самые бедные слои населения.