«Это что-то из ряда вон выходящее, если падение ВВП называют «стабилизацией». Предприятия продолжают закрываться, людей увольняют, налогов в казну идёт меньше, а ЦБ в этом ещё и стабилизацию углядел».
«Экономика уже близка к точке стабилизации» — заявила в четверг глава ЦБ Эльвира Набиуллина на съезде Ассоциации российских банков. «Банк России ожидает незначительное, около 1,3-1,5%, снижение ВВП по итогам 2016 года при цене нефти 30 долларов за баррель».
В кризис первыми платят бедные, а состоятельные граждане позже всех начинают ощущать его последствия. Правило, выраженное в мудрой русской пословице «Пока толстый сохнет, худой сдохнет», никто не отменял. При пропорциональной системе налогообложения это актуально как никогда. Что такое социальная поляризация, мы успели насмотреться вдоволь 20 лет назад. И эта волна возвращается с новой силой, грозя захлестнуть Россию. Или это очередные ритуальные жертвы для торжества самой свободной и никем не контролируемой экономики? Так мы это уже проходили.
Индикатором состояния экономики является социальное самочувствие граждан. Как сообщает Sberbank CIB, доля представителей среднего класса, не имеющих сбережений, в начале 2016 года выросла до 41%, в то время как в конце 2015 года таковых было 36%. Вместо сбережений у населения растут неоплаченные кредиты, и целые слои российского общества становятся обречены на долговое рабство, приводящее к люмпенизации. Люди работают на выживание, зачастую речи о простых человеческих удовольствиях вроде походов в кино и театры идти не может. Культурный уровень падает, вся жизнь посвящается покрытию долга за квартиру-конуру в железобетонном доме в спальном районе. Появившийся в 2000-е годы средний класс нищает, мы больше возвращаемся в девяностые. Вместе со средним классом наше государство теряет и опору в обществе. Реанимируются теневые структуры, и беспредел коллекторов, о котором мы так часто говорим, — это лишь самый яркий пример.
Вина за происходящее в российской экономике лежит на экономическом блоке правительства и руководстве ЦБ. Они всё прекрасно понимают, к чему идёт дело. Но этих людей принято считать «правильными», их экономическое учение — «модным», а взгляды — «прогрессивными». А они, в свою очередь, продолжают вводить руководство страны в заблуждение, выдавая пропасть стагнации, в которой оказалась наша страна, за точку стабилизации.