Меню

«Повышение НДС до 20% — только первый шаг. Скоро будет и второй»

Иллюстрация: личный архив Ольги Губановой

«Усиление контроля — абсолютно логичная предпосылка к повышению налоговых отчислений. Если бы НДС просто подняли, без предварительного усиления контроля, то многие бизнесы просто ушли бы в тень».

В июле 2018 г. Владимир Путин подписал законопроект о повышении налога на добавленную стоимость до 20%. Предполагается, что такая мера даст бюджету дополнительные 600 млрд руб. ежегодно. Средства должны пустить на социальные программы из майского указа президента. Почему повышение НДС не так плохо, как кажется, и каких шагов от правительства ждать дальше?

Ольга Губанова, аудитор, налоговый консультант:

— К повышению НДС правительство готовилось с 2016 г., когда было внедрено программное обеспечение при сдаче книги покупок и книги продаж. Теперь налоговая знает каждого контрагента, кто кому отправил деньги, кто с кем ведет расчеты. Контроль за юридическими лицами серьезно усилили.

Если внимательно посмотреть, то повышенный контроль со стороны налоговых органов — благо. Поскольку мы стремимся к международным стандартам и хотим жить, как в Европе, то стоит посмотреть на то, как они платят налоги. Во-первых, их платят все, и никто не старается уйти от отчислений. Во-вторых, суммы налоговых отчислений там гораздо выше. Если и в нашей стране все будут платить налоги, никто не будет ничего оптимизировать, то жить мы действительно станем лучше. Хочется в это верить.

Повышение НДС — только первый шаг

Усиление контроля — абсолютно логичная предпосылка к повышению налоговых отчислений. Если бы НДС просто подняли, без предварительного усиления контроля, то многие бизнесы просто ушли бы в тень. Налоговая же сделала все, чтобы исключить такой сценарий. Теперь с ростом НДС налоговые отчисления предприятий действительно вырастут.

Понятно, что из-за роста НДС на 2% предприятия работать не перестанут, они просто немного поднимут цены. В общем-то, не стоит забывать, что, согласно Налоговому кодексу, налоги платит не юридическое лицо, а физическое. Бизнес выступает лишь посредником, который собирает с населения налоги и отдает их в казну.

Когда законопроект только появился, мы решили посчитать, насколько на самом деле увеличатся отчисления компаний, которые работают по НДС. По средним расчетам расходы увеличатся на 15%, конечно, это отразится на стоимости товаров. Например, рост цен на недвижимость неизбежен, хотя и не только из-за НДС.

Насколько пострадает конечный покупатель, физическое лицо? Думаю, что не сильно. Потому что физические лица на самом деле пользуются теми товарами, которые НДС не облагаются, либо же облагаются по льготной ставке: те же продукты, детские товары и т.д. Покупательская способность населения упала, товары длительного пользования, которые обложены НДС в 20%: автомобили, бытовую технику и все прочее, люди покупают все реже. 

Что касается бизнеса, то рестораны и небольшие магазинчики практически не пострадают. Многие компании малого и среднего бизнеса уже ушли на упрощенную систему налогообложения, то есть они НДС не платят, потому что для них это невыгодно.

Если посмотреть на бизнес, то у них проблемы будут не из-за повышения НДС на 2%, а из-за роста контроля. Им нужно правильно выбирать поставщиков, контагентов, правильно отчислять страховые взносы. Уже сейчас люди из налоговой приходят и проверяют те компании, у которых в качестве юридического адреса указана квартира. Если органы не могут попасть внутрь, то они пишут письмо предпринимателю, что компанию закрывают, поскольку юридический адрес недействительный.

Повышение НДС наносит серьезный удар по компаниям, которые работают по госконтрактам, экспортируют или импортируют товары. Для них работа по НДС обязательна. Пострадают в основном компании строительной сферы, заводы, производственные фирмы. Дело в том, что у многих предприятий идет закуп без НДС. Например, они покупают сырье у физического лица с налогообложением 0 или 10%, а с конечного продукта будут платить 20% налогов — расход значительный.

На самом деле повышение НДС — это только первый шаг. Когда усилился контроль за юридическими лицами, я думала, что изменится что-то с налогом с продаж. Но налоговая система еще не подготовилась к этому, однако работа идет.

Сейчас налоговые органы могут следить за поставщиками, наименованиями компаний, а в перспективе под контроль попадет и товар, который ты купил или продал. Система уже работает в отношении алкоголя, ее вводят в отношении продуктов питания , все больше информации появляется о обязательной маркировке товаров, опять же, у нас активно внедряются онлайн-кассы. Когда электронный учет заработает в полной мере, всех возьмут на контроль, то введут и налог с продаж — это следующий шаг.

Цель налоговых изменений, которые сейчас происходят — навести порядок. Электронное администрирование позволяет полностью вывести из тени юридических лиц. Но у нас назревает новая проблема — уход в тень физических лиц.