В течение многих лет городские власти утверждали, что будущее Екатеринбурга — за стройками в чистом поле. Хотят ли девелоперы по-прежнему «возделывать целину»? МНЕНИЯ экспертов на DK.RU.
Что препятствует развитию «исторических» районов Екатеринбурга, где девелоперы намерены строить новые жилые комплексы в ближайшее десятилетие, и продолжат ли они наводнять рынок малогабаритными квартирами, «Деловой квартал» обсудил с ключевыми игроками рынка недвижимости на круглом столе.
Руслан Музафаров, коммерческий директор «Группы ЛСР» на Урале:
Как у крупной компании у «Группы ЛСР» есть проекты во всех районах города. Мы продолжаем строительство ЖК «Флагман» в Верх-Исетском районе и ЖК «Цветной бульвар» в Кировском, два месяца назад начали проект «Восход» на ЖБИ.
Екатеринбург притягивает людей как из Свердловской области, так и из менее успешных соседних областей — Челябинской, Курганской, ХМАО, ЯНАО. И для них квартира в удаленном районе, таком, как Компрессорный или Широкая Речка,— отличный вариант в качестве первого шага в городе.
Владимир Щеколдин, Руководитель коммерческого управления ГК «ТЭН»:
— У нас есть новые проекты практически во всех районах города. Сейчас мы вывели на рынок проект комфорт-класса «Сказка» на ЖБИ, продолжаем строительство в центре, на Ботанике и на Уктусе.
Евгений Шилов, директор «Ривьера-Инвест-Екб»:
Мы видим, что происходит в Москве: в границах «новой Москвы» стремительно растут целые новые города. Скорее всего, по этому же пути пойдет и Екатеринбург. Однако мне не совсем понятно, за счет миграции с каких территорий будет происходить их заполнение. Возможно, кроме миграции из области и соседних регионов будет происходить миграция внутри города, и за счет более современной инфраструктуры эти районы будут «переманивать» жителей Екатеринбурга из менее развитых спальных районов. Что касается нашей компании, мы реализуем проекты там, где инфраструктура уже сформирована: центр, Новая Ботаника, заходим на Уралмаш и Вторчермет. В этих районах люди живут десятилетиями, им там все понятно: школы, садики, как и сколько ехать до работы. В течение многих лет там не строилось ничего нового, и сформировался достаточно высокий спрос на жилье в современной комплексной квартальной застройке.
Марина Сухановская, вице-президент «Корпорации «Маяк»:
Мы исторически соблюдаем баланс между инвестициями в коммерческую недвижимость и строительством жилья. В декабре 2017 г. мы сдали порядка 40 тыс. кв. м, в том числе пять домов, построенных полностью на собственные средства, без привлечения денег дольщиков. Сейчас у нас в работе еще четыре жилых проекта разной степени готовности: два в центре города, один в Верх-Исетском районе и один на Уктусе.
Павел Боровиков, соучредитель АН «Кулиговская и партнеры»:
Вячеслав Батаков, директор по маркетингу и продажам «Атлас Девелопмент»:
Север Екатеринбурга пока обделен вниманием застройщиков, и там большой отложенный спрос на новое жилье. Юго-запад получил импульс к развитию благодаря ГК «Кортрос», подтянувшей туда сети. Сейчас несколько застройщиков осваивают площадки в этой части города. Стал перспективным район Широкой Речки.
Компания «Атлас Девелопмент» будет развиваться в программе реновации. У нас три площадки, на одну мы вышли, две другие, в том числе в районе Автовокзала, — в разработке. Рассматриваем еще две площадки в центре и в первом поясе. Мы не тиражируем дома. Мы претендуем не на массовость, а на штучность, бутиковость.
Какое жилье появится в Екатеринбурге в перспективе 5-10 лет?
За последние годы на рынке новостроек выросло число малогабаритных квартир: в 2010 г. на долю студий и однокомнатных приходилось 39%, сегодня — 53%. По данным УПН за 4 квартал 2017 г., структура предложения на первичном рынке выглядит следующим образом: студии — 14,4%, однокомнатные — 38,3%, двухкомнатные — 30,2%, трехкомнатные — 15,9%, четрехкомнатные и более — 1,3%. «Рынок затоварен небольшими квартирами», — подчеркнул Эдуард Богданов. Как переизбыток предложения и снижение спроса на такие объекты влияют на планы застройщиков?
Павел Боровиков:
Второе. Мы давно говорим о том, что будущее за трехкомнатными и большими по площади квартирами. В новых домах комфорт-класса в Академическом мы предложим просторные квартиры площадью до 150 кв. м. Верим, что этот продукт покупателям понравится. Еще одно предложение, которое ждет жителей Академического, — новый для Екатеринбурга формат малоэтажной застройки. Такой квартал уже проектируется. Поэтому в 2018-19 гг. Академический предложит покупателям максимальный ассортимент.
Если говорить о тенденциях на рынке жилой недвижимости, то одна из них — высотное домостроение. В Москве и Петербурге запускается огромное количество «башенных комплексов». Полагаю, одна из причин резкого развития проектов вверх — сворачивание «долевки». Застройщики анонсируют дома в 50 этажей, обещая возвести их за два года. В реальности на их реализацию, думаю, потребуется немного больше времени.
Евгений Фельдман, директор по развитию ЖК Clever Park:
Александр Шилков:
— Все тенденции на рынке обусловлены человеческой жизнью, составом семьи. Мы проанализировали свои сделки за последние пять лет и пришли к интересным выводам. Самые активные покупатели — люди в возрасте 26-38 лет, они выбирают 50% предложений рынка. Средний возраст покупателя трехкомнатной квартиры — 37 лет, к этому моменту люди, как правило, достигают чего-то в жизни, рожают второго ребенка и у них появляется потребность в улучшении жилищных условий. Ближе к 45 годам люди снова начинают покупать однокомнатные квартиры — для выросших детей, а в 54-56 лет — очевидно, для внуков. Отсюда напрашивается вывод: в разные периоды жизни нужны разные квартиры.
Вячеслав Батаков:
— Исследования показывают, что миллионники должны расти вверх, а не вширь — это автоматически снижает стоимость инфраструктуры, поскольку протяженность сетей сокращается, хоть на этапе планирования и придется закладывать больший бюджет на реновацию.
Люди в России начнут считать деньги, дома на 300 квартир перестанут казаться ужасными муравейниками, поскольку распределение коммунальных платежей между большим количеством жильцов снизит финансовую нагрузку на каждого собственника.
Коллеги из КБ «Стрелка» провели исследование, результатом которого стал прогноз для рынка недвижимости до 2040 г. Они считают, что девелоперам стоит акцентировать внимание на покупателях поколения Х — трендсеттеров. Это поколение гаджетов, люди, привыкшие жить быстро, в потоке информации, получать товары и услуги, включая образование, на дом, через интернет. К 2025 г. представители поколения Х составят около 17% населения, к 2030-35 г — до 26%.
Олег Кучерук, коммерческий директор ГК PREMIER:
Марина Сухановская:
— На мой взгляд, большинство покупателей выбирают квартиру, учитывая не только ценовой фактор, но и наличие и степень развития инфраструктуры как самого дома, так и его окружения. У нас есть жилой комплекс в Рудном, там красивое место, лес, чистейшие вода и воздух. И мы хотим, чтобы туда ехали молодые семьи. Поэтому мы делаем в доме проект для размещения семейного досугового центра. Обустроенные детские площадки с wi-fi, площадки для воркаута, гостевые туалеты и даже комнаты для мытья лап домашних питомцев после прогулок — все это важно, и все это мы стараемся предусмотреть в наших домах.
Подготовила Виктория Говорковская