Меню

«Поздравляю протестующих! Вместо интересного проекта получили никакой «храм-на-драме»

Иллюстрация: Игорь Черепанов, DK.RU

«Всю историю с храмом я троллил «запрудистов» и молчал. Сейчас скажу. Мне нравился храм-на-пруду. Это нечто на острове выглядело как пироженка, в которой хотелось поковыряться» — Евгений Енин.

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— Эта история — про то, как активные горожане хотели сделать лучше (в их представлении о добре и зле), а сделали хуже.

Городу явлен новый проект храма святой Екатерины на берегу городского пруда возле Театра драмы и «Белого дома», который безжалостные на язык горожане тут же назвали храм-на-драме.

Строительство храма в честь святой, в честь которой была названа женщина, в честь которой был назван город, превращается для Екатеринбурга в процесс сродни поискам чаши святого Грааля: занятие богоугодное, увлекательное и безрезультатное. В полном соответствии с законами драматургии как только герои в сверкающих медных латах готовятся его обрести, возникает новое препятствие: то гоблины аборигены строят козни, то дракон улетает градсовет отменяют.   

В этом потенциальном храме, видимо, действительно скрыта какая-то сила, потому что ни одно непостроенное архитектурное сооружение не вызывало таких волнений в узких кругах активных горожан с широкими взглядами.

В городе за последние 20 лет построены сотни зданий, в том числе в центре, в том числе возле/на берегу пруда, и все они возводились при обидном равнодушии лучших представителей светлой части общественности. Тогда как от предполагаемого храма лучшие представители встали на метафорические дыбы, главным образом потому, что власть не спросила горожан.

Лучшие представители полагали, что власть должна непременно спросить у них, услышать решительное «нет», и, прикрывая лапой нос, скрыться в недрах документооборота. Лучшие представители требовали референдума, не вспоминая о том, что по поводу куда как более заметных зданий власть горожан равным образом ни о чем не спрашивала, а горожане и не рвались высказываться.

В городе появилась новая форма протеста, «обнимашки», активные горожане ходили обнимать пруд, чтобы показать власти, как их много. А когда им указывали, что даже 1,5 тыс. человек в масштабах города — это совсем на донышке чуть-чуть, приходили в чрезвычайно нервное состояние.

Водная гладь пруда была объявлена святыней, любое строительство, ее затрагивающее, приравнивалось к прилюдному поеданию младенцев. 

Власть, целиком достойная подданных, в ответ устраивала «обнимашки» пруда силами студентами на день Космонавтики, категорические отрицая, что это были именно «обнимашки». Верующие, которым Сам велел быть сторонниками строительства храма св. Екатерины, тоже не остались в стороне. Крестный ход на Пасху изменил привычный маршрут, пройдя часть пути по берегу пруда, что всем предполагалось осознать как поругание противников строительства, непонятно только, с какой рухнувшей бани.

Наконец, куда как более тихо, чем о планах строительства храма-на-пруду, было объявлено о переносе дважды не построенного храма на берег, причем на противоположный.

А вот сейчас будет камин-аут. Всю историю с храмом-на-пруду я троллил «запрудистов», не одну тысячу рублей заработав на гонорарах. В ответ на примерно миллион вопросов «а как я сам к этому проекту отношусь», я надувал щеки и таинственно молчал. Сейчас скажу.

Мне этот проект скорее нравился по единственной причине: потому что это нечто на острове. Когда я увидел проект, то представил, как гуляю по набережной с дочерью. Было бы интересно нам пройтись по мостикам, обойти островок? Безусловно. А что на острове стоит — Храм или филармония, неважно.

Проект из смеси Спаса-на-крови и Василия Блаженного выглядел как пироженка и вызывал желание поковыряться в нем пальцем в поисках изюма, но само местоположение прощало все. 

Теперь можно долго рассказывать, что перенос на берег был вызван не протестами, а разломом земной оси коры, проходящем аккурат на месте запланированной стройки, но это не поможет. Протесты мы видели, а разлом — нет.

Можно, конечно, продолжить спор о том, какое богачи имеют право строить что-то, не спросив согласия бедняков, вклад которых в развитие города исчерпывается фактом рождения, но этот идиотизм надоел. Спрашивать «зачем нам храм, их в центре и так много», умные люди не могут, это как спрашивать, зачем нам в центре города еще один магазин, или ресторан, или кофейня. Да ни зачем, мы туда и не зайдем ни разу. Но в городе, к счастью, есть правила, соблюдя которые любой может построить храм или барбершоп, не проводя при этом референдум, то есть не спрашивая у тех, кто не может дать квалифицированный ответ. Были бы деньги.

А теперь давайте полюбуемся, если здесь применимо это слово, на проект, который попал в СМИ с пометкой «окончательный».

Фото: документация проекта

Для людей, которые видят какую-то мистическую составляющую в том, чтобы в городе, носящем имя императрицы Екатерины Первой, непременно был храм в честь святой, в честь которой Марта Самуиловна была крещена в православие, и непременно где-то в центре, внешний вид, надо думать, непринципиален. Принципиальны, судя по всему размеры, потому что часовня св. Екатерины на месте алтаря первого в городе храма св. Екатерины имеется, есть у нас уже культовое сооружение в честь покровительницы города. Но, видимо, на всех покровительства не хватает, нужна допэмиссия. 

Размеры представленного проекта как бы говорят представителям власти и бизнеса, засевшим в «Белом доме» и окрестных небоскребах«прах ты и в прах возвратишься». Ну, и на мой неквалифицированный взгляд, ничем выдающимся, кроме размеров, этот проект не наделен. Храм? Ок, храм. Из этого варианта изюм не выковырять.

Так что я поздравляю неравнодушную общественность, защитившую пруд: вместо интересного проекта мы получили проект, который может стать интересным разве что если авторы решать сделать храм в конструктивистском стиле. Но это вряд ли. 

А власти можно подсказать, что прислушиваться к голосам, вопиющим в Фейсбуке, как мать прислушивается к дыханию младенца, не стоит. Храм-на-воде вполне мог сейчас строиться и никаких протестов после начала строительства уже бы не было: пообвыклись бы.

Мнение редакции DK.RU может не совпадать с мнением автора колонки