В СМИ появились сообщения, что российские министерства готовят реформу системы вознаграждения топ-менеджеров госкомпаний. Неэффективных руководителей по новым правилам начнут увольнять.
Бонусы топ-менеджеров будут зависеть от достижения целевых показателей, а неэффективных управленцев уволят, сообщает РБК.
В распоряжении издания оказался доклад экспертного совета при правительстве о первых итогах выполнения государственными компаниями своих долгосрочных программ развития (ДПР) и достижения менеджментом госкомпаний собственных ключевых показателей эффективности (КПЭ). Документ еще в марте был направлен министру по делам «открытого правительства» Михаилу Абызову.
Госкомпании должны были разработать и принять долгосрочные программы развития по поручению президента Владимира Путина по итогам послания Федеральному собранию в 2013 году. Тогда президент потребовал обозначить цели развития компании и показатели персональной ответственности руководства, а также ответственность за невыполнение задач. В ноябре 2015 года премьер Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, Росимуществу и Абызову собрать с госкомпаний отчеты и проанализировать, как выполняются поручения Путина.
Экспертный совет сделал вывод, что услышали президента не все госкомпании. Например, «Аэрофлот», «Шереметьево», Новороссийский морской торговый порт, Объединенная зерновая компания и «Системный оператор» не отчитались перед экспертным советом о причинах отклонения фактических показателей КПЭ от плановых. У «Аэрофлота» отсутствует анализ исполнения долгосрочных программ и их влияния на показатели эффективности менеджмента. «РусГидро», «Ростелеком», «Транснефть» и Федеральная сетевая компания (ФСК) не сообщили о влиянии результатов ДПР и достижения КПЭ на переменную часть вознаграждения менеджмента. Примерно в половине госкомпаний советы директоров не рассматривают системно результаты исполнения ДПР и достижения КПЭ. Среди них — «Интер РАО», «РусГидро», «Российские ипподромы», «Системный оператор».
Отвечают за некачественные отчеты госкомпаний ведомства, уверен экспертный совет. В числе отстающих - Минэнерго, Минтранс и Минкомсвязи. Они не работают системно с госкомпаниями и не оценили эффективность их менеджмента. По мнению экспертов, качественно работа выстроена только в Минфине и Минпромторге.
Абызов о выводах экспертного совета рассказал в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу. По словам Абызова, требования к ведомствам контролировать госкомпании и их менеджмент являются исполнимыми и некачественная работа чиновников требует соответствующей оценки.
Дворкович отреагировал на информацию жестко. В конце июля он поручил Минэкономразвития, Росимуществу, Минтрансу, Минсельхозу, Минэнерго, Минсвязи и Абызову в течение двух месяцев унифицировать систему вознаграждения и ответственности топ-менеджмента госкомпаний. Переменная часть (месячная, квартальная и годовая) вознаграждения руководителя госкомпании должна зависеть от достижения им КПЭ. В трудовые договоры руководителей и их заместителей будут внесены дополнения, по которым топ-менеджеров можно будет увольнять за недостижение целей. Кроме того, Дворкович потребовал наладить контроль за реализацией госкомпаниями своих долгосрочных программ и представить предложения по привлечению к персональной ответственности чиновников, руководителей и членов совета директоров, по вине которых было сорвано поручение президента. Представитель Дворковича ситуацию не прокомментировал.
Сотрудник аппарата правительства рассказал, что сейчас зарплаты в госкомпаниях состоят из фиксированной и премиальной частей. По его словам, соотношение между окладом и премией в госкомпаниях разное, но во многих премиальная часть уже зависит от KПЭ, которые утверждаются советом директоров исходя из целей долгосрочных программ.
«Есть соответствующие рекомендации Росимущества, и большинство компаний их реализуют. Скорее всего, они просто не успели отчитаться перед экспертным советом», — полагает собеседник РБК.
В данный момент правительство может уволить любого топ-менеджера, проведя решение через совет директоров госкомпании. Сами госкомпании неохотно сообщают, как именно формируется вознаграждение руководителей.
Участник экспертного совета правительства Игорь Шленский говорит:
«Только по нескольким компаниям точно известно, что есть привязка бонусов к ДПР. Но большинство это не сделали или не раскрывают об этом информацию».
Шленский уверен, что для начала надо четко увязать переменную составляющую вознаграждения с достижением целей ДПР хотя бы у руководителей госкомпаний, чтобы в дальнейшем распространить эту практику на весь топ-менеджмент. Эксперт уверен, что возможность разрыва трудового договора важна, однако это не значит, что нужно увольнять топ-менеджеров за любую ошибку.
«Причины, что цели не достигнуты, могут быть объективными, например состояние экономики», — поясняет эксперт.
На данный момент почти все госкомпании не раскрывают доходы своих руководителей, публикуя лишь общую сумму выплат руководящему персоналу. Среди опрошенных РБК госкомпаний («Газпром», «Роснефть», Федеральная сетевая компания, «РусГидро», «Россети», «Аэрофлот» и «Шереметьево») только в ФСК раскрыли доход председателя правления. Андрей Муров заработал в 2015 году 80,9 млн руб., из которых на премии пришлось 51,7 млн руб.