Меню

Правительство вновь обсуждает введение прогрессивной шкалы НДФЛ в России

Правительство вновь обсуждает вопрос введения прогрессивной шкалы налогообложения, которая обяжет богатых россиян платить в бюджет больше 13% доходов.

Правительство вернулось к обсуждению введения прогрессивной шкалы НДФЛ (налог на доходы физических лиц), при которой граждане с высокими доходами платили бы в бюджет больше 13%. Как вариант, предлагается шкала налога в 20%. Одновременно обсуждается и повышение НДС, о чем «Известиям» рассказали два источника, близких к финансово-экономическому блоку правительства.

При этом такая мера, скорее всего, не войдет в готовящийся бюджет 2017-2019 годов, ее отложат до 2020 года из-за сложности ее реализации и социальных рисков. Эксперты полагают, что эта мера сильно заденет средний класс, который в стране не успел окончательно сформироватьсяиз-за одновременного повышения налоговой нагрузки и цен из-за увеличения НДС.

Источники издания подчеркивают, что официально этот вопрос не обсуждают в рамках начавшегося бюджетного процесса. Наиболее реальная дата запуска обновленного налога, который поступает в региональные бюджеты, в пилотном режиме – 2020 год, если же ситуация с бюджетом будет особенно острой – 2019 год. Чиновники уверены, что подход к вопросу введения прогрессивного НДФЛ должен быть комплексным и учитывать десятки переменных. Ставка НДФЛ как налога на труд должна быть увязана с социальными взносами и НДС, чтобы не создавать дисбаланса в системе.

«В целом рассматривать налоги в отрыве от экономической и бюджетной политики государства неверно. В настоящее время цели и принципы такой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу формируются. К налогам надо переходить, определившись с этими приоритетами», — поясняет источник «Известий», близкий к Минфину.

Другой источник сообщил, что сейчас бюджет на три года входит в активную стадию проработки, «предложений по балансировке огромное множество, в том числе по НДС и НДФЛ».

Идея перехода к прогрессивной шкале налогообложения в России не нова, у нее есть и сторонники и противники. Министр финансов Антон Силуанов не исключал возможности ее введения после 2018 года (до этого срока власти обещали не менять налоговую систему). В тоже время Алексей Кудрин, бывший глава Минфина, говорил, что это нецелесообразная норма, так как только 2-3% населения имеют доходы выше 1 млн рублей в год и собирать повышенные налоги с них будет сложно. При этом ряд политиков и вовсе предлагал обложить налогом в 50% граждан, которые зарабатывают больше миллиона рублей в месяц.

В нынешних обсуждениях о ставке и величине дохода пока ничего конкретного не говорят. Один из вариантов, сказал собеседник издания, - 20%.

Налоговую систему страны необходимо пересмотреть из-за снижения нефтяных цен и невозможности существенно снизить расходную часть бюджета. Исходя из планов Минфина по снижению дефицита бюджета на 1 п.п. в год начиная с 2017-го, разрыв между доходами и расходами в следующем году может составить 2,7 трлн рублей, в 2018-м — 1,9 трлн рублей, в 2019-м — 1 трлн рублей. Итого — 5,6 трлн рублей за три года.

Рост подоходного налога решит проблему бюджетной балансировки опосредованно, ведь НДФЛ поступает в региональные бюджеты, a не в федеральную казну.

«За счет того, что доходы субъектов вырастут, можно будет сократить трансферт регионам», — говорит член Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Правительство планирует направить регионам в виде трансфертов 488 млрд рублей в следующем, 2017, году, трансферты получают практически все субъекты (71 из 85).

Лариса Ерошкина, директор департамента межбюджетных отношений Минфина, в июле этого года сообщала, что Минфин может снизить межбюджетные трансферты регионам на 15,5%. Это было бы безболезненно для регионов, если их доходы увеличатся за счет налоговых поступлений. В России, свидетельствуют данные Счетной палаты, 14 из 85 регионов (или каждый шестой) имеют госдолг более 100% доходов. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) прогнозирует, что дефицит бюджетов регионов России в текущем году вырастет с 106 млрд до 148 млрд рублей. Их совокупный долг при этом может вырасти до 2,4 трлн рублей.

Но при введении прогрессивной шкалы подоходного налога необходимо найти баланс между ростом поступлений и социальным эффектом и не допустить ухода налогоплательщиков в тень.

«В принципе, у нас давно назрела необходимость введения прогрессивной шкалы с социальной точки зрения, чтобы богатые платили больше. Это норма. Во всем мире так, — отмечает Александра Суслина и добавляет, что важно, каким образом будет реализовано это решение. — Если мы хотим очередной маневр — что-то повысить, а что-то понизить, — то здесь вообще может не получиться выигрыша». 

Суслина уверена, что рост НДФЛ будет эффективным с точки зрения бюджета, если его распространят на «еще толком не сформировавшийся средний класс», что будет болезненно для общества. Минфин, уверена она, должен очень тщательно искать баланс. 

«Мы не можем одной рукой повышать налоги на труд, то есть снижать располагаемый доход, а другой рукой повышать НДС, то есть располагаемый доход снизится еще сильнее, потому что цены вырастут», — предостерегает она.

Напомним, несколько дней назад DK.RU сообщал, что председатель Комитета гражданских инициатив, заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин заявил, что есть только один способ избежать повышения налогов – проведение структурных реформ.

«Такая возможность есть [не повышать налоги после 2018 года]. Но только в случае принятия и реализации комплекса структурных решений», — сказал Кудрин в недавнем интервью.