Меню

«Предприниматель всегда был сакральной фигурой, но все сломали коучи и тренинги»

Иллюстрация: pixabay.com

«Мы находимся на нисходящей части предпринимательского цикла. Люди снова хотят работать в корпорациях, страховать свои риски и сидеть на стабильной зарплате. Это в корне меняет ситуацию».

Алексей Крол, предприниматель, лектор, автор книги «Теория каст и ролей» на своей странице в Facebook рассуждает на тему предпринимательства как явления. Почему сегодня все чаще люди хотят не бизнес, а стабильную зарплату?

— Окна возможностей возникают только в андеграунде. Там, где монстры толкаются задницами — окна возможностей тоже есть, только они очень высоко, на уровне десятков и сотен миллионов долларов.

Как начинался автопром? Какие-то странные гики занимались своим дорогим хобби.

Как начинались большие технологии и все-все супер-дрюпер рынки? Какие-то странные гики занимались своим дорогим хобби. Они не думали о бизнесе.

Они отдавались своей странной страсти и делали удивительные и уникальные вещи. Уникальные потому, что просто их никто больше не делал.

Потому что все занимались бизнесом, какими-то своими гешефтами. А гики жили в своем маргинальном мирке.

Вспомните образ сумасшедшего профессора. Он же не даром сумасшедший. Это как Иван-дурак — ходит туда, куда умные люди не ходят, делает то, чего умные люди не делают...

Ага, и находит то, чего другие не находят. Не всегда, в 1% случаев, а в 99% помирают в бедности, нищете и забвении. Мы же знаем только имена победителей, а всех искателей мы не знаем.

Потом что-то вырисовывается и к фигуре изобретателя появляется фигура продюсера, предпринимателя, который смекает, что кому-то можно продать… И пошло-поехало. Но!

Фигура изобретателя, ученого, тем более предпринимателя была абсолютно сакральной. Эти люди были живыми легендами, потому что благодаря природе, уму, личности и везению смогли создать такое, что все только руками разводили.

Прошло 20 лет, как предпринимательство, как идеология, стало выходить из маргинальной зоны. Нет, традиции писать про успех почти 100 лет, и мы стоим на плечах Карнеги, Хилла и т.п. Но интернет + стартапы + сервисы + блоги + соц. сети взорвали атомную бомбу. Что это означает?

За 20 лет число людей, которые до этого были корпоративными мышами, а тут превратились в предпринимателей со стальным блеском в глазах, выросло в 30 раз, если не в 100. На ровном месте возникли новые титаны, которые еще 25 лет назад жрали «Доширак», ходили в рваных носках и шарахались по гаражам.

Читайте также: «Люди старше 35 лет провалят любой бизнес. Это та самая проблема взрослых»

И вся эта толпа начала ломиться в существующие ниши и создавать десятки тысяч ниш. Число созданных компаний за 20 лет достигло десятков миллионов. Глобальная логистика и платежные системы проникли всюду, где брошена витая медная пара, есть электричество и дрянной сервер.

Микрофинансовые организации пошли в самые убитые страны, стричь деньги с нищих. Это не технологический прорыв, это символ конца.

Земля стала маленькой. Я не веду статистики, но если 15 лет назад каждый день открывалось 1000 новых ниш в товарке и услугах, и каждая могла прокормить 10 000 бизнесов, то что сейчас?

Я не имею статистики, я имею только ощущения на основе своих наблюдений. И предполагаю, что каждый день закрывается 1000 старых ниш, потому, что они больше не могут прокормить малый бизнес, не могут обеспечить ресурс для роста, даже если туда вкачивать миллиарды.

Это не первый раз происходит. В индустрии микропроцессоров, микросхем и т.д. это много раз происходило. Выживает тот, кто занимает 80% рынка и способен поддерживать отменно высокую маржу, перед этим вкачав миллиарды. Остаются 20% в сверхузких нишах, поглощать которые для монополиста невыгодно — слишком малые деньги.

У меня есть ощущение, что мы находимся на нисходящей части предпринимательского цикла. Т.е. если смотреть на венчурный рынок, то вроде рост, но конкуренция за капитал, требования к командам, список ниш критически сократился. Тем не менее, все вроде выглядит благопристойно.

Но если смотреть на малый и средний бизнес, ситуация обратная. Корпорации вторгаются в традиционно высоко фрагментируемые ниши с технологичным продуктом и инфраструктурой.

Что это означает? Это означает, что люди чувствуют это, и отток из корпораций сменяется притоком, т.е. люди хотят страховать свои риски и сидеть на стабильной зарплате в компании, ожидая нового окна возможностей. Это немедленно повышает конкуренцию за рабочие места, и хотя безработица самая низкая, это не означает повышенного спроса на найм. Это означает снижение увольнений и повышение стабильности в переходах.

Я думаю, эйчары лучше видят эту тенденцию, но если 2 года назад средний срок пребывания в компаниях был 1,8 года и снижался, то сейчас, думаю, тренд поменялся. Да, в отдельно взятой отрасли разработки программного обеспечения миграция высока, но я предполагаю, что уровень миграции уже начинает снижаться, так как люди предпочитают стабильность обещаниям. Опять же — это мои наблюдения. Я не буду поднимать тему про роботов, но количество людей, основным источником дохода которых стал «Убер», в США около 1,5 млн., а общее число водителей достигает 3 млн. человек. К примеру, во фрилансе в США работает до 12 млн. человек.

Если конкуренция за рабочие места растет, требования растут, число ниш сжимается, то возникает резонный вопрос: куда двигаться людям? В горизонте 5-7 лет?