Иван Зайченко: «Иметь характер предпринимателя — это тяжкая ноша и постоянная внутренняя борьба». Как сохранить свой бизнес и не прогнуться — советы от основателя «Сушкофф» и «Дель песто».
Иван Зайченко, основатель брендов «Сушкофф» и «Дель песто»:
— По моим наблюдениям, люди в бизнесе делятся на три основных типа. Первый — «решатели» или «решалы»: эти ребята ведут дела, в которых нужны связи, лобби, взаимодействия. Они не изменяют окружающую действительность, а просто зарабатывают деньги за счет коммуникаций. Хороший пример работы таких бизнесменов — один из законопроектов, который сейчас находится в Госдуме. Он, в случае принятия, позволит ритейлерам продавать безрецептурные лекарства, которые составляют 80% продаж аптечных сетей. Если законопроект будет принят, ритейлеры положат себе в карман большую долю огромного рынка, просто пролоббировав законодательную инициативу. Эта история вполне имеет право на существование, но такие бизнесмены не создают ничего нового.
Второй тип — аналитики. Прежде, чем начать бизнес, они все тщательно просчитывают. Сидя вечером перед телевизором, они читают аналитические отчеты. Перед запуском дела они рисуют диаграммы, приводят опросы общественного мнения, по два года готовятся, смотрят, на чем можно сыграть.
Пример работы аналитиков — рынок цветов. Вы знаете, кто больше всего зарабатывает на российском рынке цветов? Голландцы. В середине 2000-х российское правительство решило субсидировать развитие отечественной цветочной отрасли, и в нее начали вкладывать деньги. Предприниматели строили теплицы, закупали технологии выращивания цветов. У кого? У голландцев. Когда правительственные субсидии свернули, а российские предприниматели еще не успели освоиться на этом рынке, голландцы уронили цены на свою продукцию ниже плинтуса, в результате половину российских теплиц закрыли и продали обратно голландцам. Это — пример классной стратегии, которая позволяет подминать под себя локальные и глобальные рынки, но она тоже не создает чего-то нового, это тоже передел.
И третий тип людей в бизнесе — творцы. Представьте: идет девушка по улице, наступает на канализационный люк, у нее проваливается в отверстие люка каблук туфли и ломается. Девушка задумывается: «Что за ерунда? Давайте сделаем люки, в которых не будут застревать каблуки». Если такая возможность есть, она разрабатывает и выпускает новый тип крышек для люков, который вообще меняет всю индустрию.
Пример такого предпринимателя-творца — Марк Цукерберг. Когда он создавал Facebook, он не думал о целевой группе и кейсах, он даже не понимал, как на нем зарабатывать деньги. Он просто реализовал свою идею и с ее помощью изменил нашу жизнь.
Давайте вынесем за скобки решал и аналитиков и поподробнее остановимся на творцах и на том, какие ошибки в бизнесе они чаще всего допускают.
Первая ошибка — слишком глубокое погружение в операционную деятельность. Творцы работают по принципу «быстро делаем, думать некогда». Они не анализируют рынок несколько месяцев, если у них появилась идея — они идут и воплощают ее. Если дело пошло и сложилась бизнес-модель, ее начинают масштабировать, нанимать новых сотрудников, и рано или поздно предприниматель-творец сталкивается с тем, что не все сотрудники работают хорошо. И творец весь свой творческий потенциал направляет на то, чтобы заставить сотрудников работать лучше, вместо того, чтобы нанять других и сосредоточиться на совершенствовании продукта. Ведь продукт, если его не дорабатывать, со временем становится неактуальным и невостребованным.
Вторая — погоня за модой. Однажды мне позвонил парень и спросил: «Вань, я хочу ввести у себя в компании CRM. Ты чем пользуешься?». Я рассказал ему о нашем опыте и между делом спросил, в какой сфере он работает и сколько сотрудников у него в компании. И выяснилось, что у него — бизнес в сфере полиграфии и три сотрудника! Но ему нужен CRM, чтобы обеспечить воронку продаж и управление бизнес-процессами внутри компании. Я ему говорю: «Зачем тебе тратить деньги на CRM? Заведи маркерную доску — и рисуй на ней воронку продаж и бизнес-процессы». Но парень в это не поверил, потому что ему на каком-то тренинге сказали о важности CRM. Пропускайте любой совет, выданный на аудиторию (даже этот), через свое серое вещество.
Третья — безоговорочная вера статьям и книгам. Читать в последнее время стало модно, но помните, что нельзя принимать на веру все, что написано в книгах. Недавно я прочитал книгу об управлении персоналом, в ней рассказывали о том, как важны для предприятия толерантность, демократия, вовлечение сотрудников. И так убедительно, что я даже готов бы на это повестись. Но надо понимать, что я работаю в индустрии общественного питания. А здесь свобода и толерантность заканчиваются там, где начинаются нарушения стандартов. Если ваш сотрудник нарушает стандарты, получается не тот продукт, который ты задумал, и в результате ваш покупатель, привыкший к определенным стандартам, будет недоволен. Поэтому советы из книг — какими бы они умными ни были — тоже стоит примерять к себе и пользоваться только в том случае, если они подходят.
Что же наоборот предпринимателю нужно делать?
Узнавать что-то новое из общения с другими. Обсуждал недавно с коллегой-бизнесменом систему мотивации, он мне посоветовал внедрить для эйчаров в качестве показателя KPI текучку кадров. Для меня это стало откровением: почему я раньше никогда про это не думал и даже не измерял текучку кадров? Проблема в том, что предприниматели любят поговорить, а не послушать, но надо учиться жить с открытым забралом.
Вести бизнес так, чтобы тебе самому хотелось купить собственный продукт. У Стива Джобса однажды спросили, большой ли у него отдел маркетинговых исследований. И он ответил, что в этом отделе один человек — он сам. И это правильно, потому что предприниматель должен делать продукт, который интересен ему самому, который бы он сам купил. Только в этом случае вы сможете создать что-то новое.
Выстраивать союзы. Предприниматели-творцы — это люди-перефекционисты, они эмоциональны, зациклены на работе, вкладываются в результат с утра до вечера. Именно это и является движущей силой бизнеса, но при этом очень мешает выстраивать отношения — как в быту, так и с сотрудниками на работе. Одновременно выстраивать стратегию и управлять людьми сложно, выходом может стать привлечение людей, которые будут компенсировать ваши особенности.
Вы — творческий и эмоциональный человек, нацеленный на стратегию? Пусть рядом с вами сидит системный, четкий, аналитический парень. Да, он может вас неимоверно бесить тем, что у него все планерки расписаны на пять лет вперед, но он будет компенсировать вас, делать то, что вам не нравится, и все сотрудники будут знать: он оторвет им голову за невыполнение KPI. Окружить себя похожими на вас людьми просто и приятно, но для бизнеса важно выстраивать союзы с вашими противоположностями.
И последнее. Разберитесь в себе, поймите и простите. Предпринимательство — это всегда выход за границы. Мир будет вас все время прогибать, загонять в рамки, заставлять документировать каждый шаг и делать вас более системными. Не меняйтесь! Предпринимательство дано вам от природы. Да, ваши качества характера, которые позволяют творить в бизнесе, могут мешать вам в повседневной жизни, но не пытайтесь переломить себя. Даже если вы очень постараетесь и станете системным человеком, вы всю жизнь потом будете мучиться, утратив эту искру, заложенную природой.
Текст написан на основе выступления на «Евразийской неделе бизнеса». Материал подготовила Вера Морозова, DK.RU