«ЦБ сказал, что список нужен для оценки рисков, присутствие в нем не значит, что в открытии счета будет отказано. Однако мало какой банк захочет открывать расчетный счет клиенту из этого списка».
C 2017 г. банки массово блокируют расчетные счета владельцев малого и среднего бизнеса. С этой проблемой в прошлом году столкнулось не меньше 500 тыс. предпринимателей.
Блокирование банковского счета имеет единственное основание — закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Как правило, банк просто ссылается на закон и не указывает, что именно показалось ему подозрительным. Доступ к деньгам закрывают очень быстро, а вот снять санкции с расчетного счета оказывается не так просто, нужно пройти через долгие судебные тяжбы и доказать, что никакого умысла по финансированию террористов или отмыванию денег у предпринимателя не было.
В интервью DK.RU заместитель председателя некоммерческого объединения «Уральский банковский союз» Евгений Болотин рассказал, за какие операции ЦБ может внести клиента в черный список, и как оттуда выйти.
С прошлого года катится волна блокировок счетов предпринимателей, банки ссылаются на 115 ФЗ и не дают конкретных разъяснений. Почему так происходит?
— Давайте сперва разберемся. Заблокировать счет могут многие. Налоговая, если компания не платит налоги. Если вы не платите алименты, тоже заблокируют счет. Суд также может заблокировать счет в рамках каких-то обеспечительных мер.
Я же говорю не о блокировке счетов, речь идет о закрытии счетов и приостановлении операций в рамках 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Предприниматели чаще всего жалуются именно на закрытие счетов без объяснения причин со стороны банка. Потому что если налоговая заблокировала счет, то там понятно, в чем причина. А вот что касается 115 ФЗ, то с точки зрения предпринимателя он вроде как действует в рамках закона. Часто предприниматели говорят «все так делают, а мне вдруг заблокировали». Но в этом законе главное — не закрытие счета, а то, что банк сообщает в ЦБ и Росфинмониторинг информацию по незаконным операциям. Дальше Росфинмониторинг передает данные в правоохранительные органы, а там понятно, чем дело заканчивается.
Проблема в том, что в прошлом году был принят закон, по которому можно закрывать счета юридических лиц, более того, банки наделили полномочиями не открывать счета. Например, в СССР банк не обязан был открывать счет клиенту. Вся банковская революция в 90-е годы свелась к тому, что банк никогда не имеет права отказать клиенту в открытии счета, то есть клиент всегда прав.
А в 2017 г. сделали так же, как в СССР: если банк не хочет открывать счет клиенту, то он может это не делать, и никакого объяснения причины не нужно.
А дальше появился список Росфинмониторинга и ЦБ, в котором фиксировались все закрытия счета. Банк России и Росфинмониторинг говорили, что попадание предпринимателей или организаций в этот список не является причиной для обязательного отказа в открытии счета. Однако банки восприняли перечень как руководящее указание и просто перестали открывать банковские счета тем лицам, которые попали в этот список.
В итоге, если ты в списке, счет не открыть?
— ЦБ сказал, что список нужен только для оценки рисков, и присутствие в списке не говорит о том, что в открытии счета будет отказано. Однако фактически мало какой банк захочет открывать расчетный счет клиенту из этого списка.
Но в марте этого года вступили поправки, которые позволяют клиентам реабилитироваться. Теперь клиент вправе представить в банк документы, которые подтверждают, что основания закрывать счет отсутствуют. Банк обязан рассмотреть обращение в течение 10 рабочих дней. Получив сообщение о невозможности реабилитации, клиент вправе обратиться с заявлением и оправдательными документами в специальную межведомственную комиссию при Банке России. Общий срок их рассмотрения комиссией — не более 20 рабочих дней со дня обращения заявителя.
За что можно попасть в список ЦБ по 115 ФЗ?
— 115 ФЗ говорит нам о двух случаях: финансирование терроризма и отмывание доходов. Очень часто предприниматели не видят, что они совершают противоправное действие, у них может даже не быть умысла.
Под финансированием терроризма может оказаться совершенно неочевидная вещь. Вы, например, перечислили деньги мигранту-дворнику, которого устроили на работу, но почему-то не оформили официально. А этот человек оказался в списке Росфинмониторинга.
Никто не будет разбираться, почему вы перечислили деньги человеку, который включен в список террористов. На сайте Росфинмониторинга публичный список лиц, финансовые операции с которыми будут расценены, как финансирование терроризма.
Если вы заинтересовали обслуживающий банк или Банк России, то, как правило, вам придет письмо, в котором соответствующее учреждение запросит у вас подтверждающие документы. Часть предпринимателей воспринимают эти письма в штыки и говорят: «Кто вы такие, ничего я вам не покажу».
Во-вторых, ЦБ ориентирует банки на то, чтобы они проверяли реальность бизнеса. Реальность бизнеса — это, в первую очередь, реальность сделок. И вот есть предприниматель с небольшим , но стабильным бизнесом. Бизнес этот сверхдоходы не приносит, немного буксует, но давно работает. С точки зрения банка это хороший клиент. Вдруг появляется змей-искуситель, который говорит, что у него есть знакомый, который задумал отличный проект. Авторы этого проекта готовы скинуть ему на счет деньги, он их снимет и вернет, а сам получит с этого процент.
В итоге нормальный предприниматель, у которого есть реальный бизнес, но который испытывает в данный момент трудности, становится обнальщиком.
Ему на счет перечисляют 10 млн руб., он приходит в банк снять эту сумму. Банк деньги блокирует, а информацию передает в Росфинмониторинг и ЦБ. Предприниматель, конечно, не согласен с решением банка. Он кричит, что 20 лет был честным предпринимателем, а тут ему приостановили обслуживание счета.
Мы видим, если раньше обналичиванием занимались фирмы-пустышки, то сегодня под статью подводят честных предпринимателей с давней историей и действующей фирмой.
А если все-таки компанию ошибочно включили в список Росфинмониторинга и закрыли счет?
— Обычно в ситуациях с приостановлением обслуживания счета очень хорошо видно, кто из предпринимателей честным путем деньги заработал, а кто действительно подходит под 115 ФЗ.
Честный предприниматель точно пойдет в суд, потому что дарить свои деньги он никому не намерен. Если ваши деньги заморозили, потому что кому-то в банке просто захотелось, то суд обяжет вернуть все деньги с комиссией.
Если же предприниматель подозревает, что у него могут быть проблемы по 115 ФЗ, то он ни в какой суд не пойдет. Он может кричать о несправедливости в социальных сетях, в СМИ, но даже не напишет в межведомственную комиссию. Потому что прекрасно понимает, что пойдут проверки и будет еще хуже.