Федеральный закон № 119-ФЗ, вносящий изменения в главу 21 части второй НК РФ, был принят еще летом этого года. Специалисты оценили изменения как неблагоприятные для налогоплательщиков. Хотя док
Федеральный закон № 119-ФЗ, вносящий изменения в главу 21 части второй НК РФ,
был принят еще летом этого года. Специалисты оценили изменения как
неблагоприятные для налогоплательщиков. Хотя документ в принципе содержит
несколько позитивных моментов. Например, фирмам, применяющим государственные
регулируемые цены, разрешено не учитывать в налоговой базе суммы субсидий от
бюджетов различного уровня. Также не будут облагаться НДС авансы, полученные в
счет предстоящих экспортных поставок, а сумма выручки для освобождения от уплаты
НДС увеличена с 1 до 2 млн руб.
В то же время закон лишает налогоплательщиков
выбора, каким методом исчислять налоговую базу по НДС — «по отгрузке» или
«по оплате». Теперь она определяется по наиболее ранней из двух дат — дню
отгрузки товаров или дню оплаты (либо частичной оплаты) в счет поставок
продукции. То есть компании, предоставляющие покупателям отсрочки, обязаны
платить налог за отгруженный товар, не дожидаясь поступления
денег.
Татьяна Русалина, директор компании «Аудит-Юкон», отмечает, что
нововведения выгодны в первую очередь государству:
— Многие организации
исчисляли НДС методом «по оплате». С его помощью они управляли дебиторской
задолженностью и платежами в бюджет. Оттягивая время поступления денежных
средств за реализованные товары, работы, услуги, они получали возможность
отложить срок уплаты налога. Фактически законодатель заставляет фирмы сокращать
финансовый цикл, чтобы деньги быстрее поступали в бюджет.
Многие предприятия использовали отсрочки платежа, кредитовали клиентов,
чтобы получить конкурентное преимущество…
— По ним новый порядок сильно
ударит. Теперь кредитные схемы будут обходиться дорого — налоговые
обязательства возникли, а денег компания еще не получила. Придется искать
дополнительные источники погашения задолженности перед бюджетом.
Увеличивать оборотные средства?
— Точнее их денежную составляющую.
Сделать это можно либо за счет заемных средств, либо за счет роста прибыльности.
И то и другое может привести к повышению цен, сделать их неконкурентоспособными.
Другие выходы есть?
— Только работать с самой дебиторской
задолженностью, сокращать сроки ее погашения, увеличивать оборачиваемость
средств. Налоговые обязательства возникают при переходе прав собственности на
товар. Возможная схема — не передавать покупателю прав собственности, пока
не поступят деньги. Но контрагенты вряд ли пойдут на это, потому что они не
смогут использовать товар в своем хозяйственном обороте. Покупатель, например,
не вправе перепродать то, что ему не принадлежит.
Что делать с существующей дебиторской задолженностью? С этих сумм НДС еще
не уплачен.
— Предусмотрен переходный период. До конца 2005 г. компании
должны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. С 1
января 2006 г. до 2008 г. «старая» дебиторская задолженность будет
включаться в налоговую базу по НДС по мере поступления средств от покупателей. В
то же время весь «новый» сбыт будет включаться в налогооблагаемую базу сразу же,
«по отгрузке». Такая же схема будет действовать и для кредиторской
задолженности.
То есть с января налоговая нагрузка на предприятия возрастет?
— Да. По
товарам, проданным в 2006 г., организации будут платить НДС сразу, по
мере отгрузки. Плюс налог за прошлогодние поставки по мере их оплаты
покупателями.
Предприятия уже занялись инвентаризацией «кредиторки» и «дебиторки»?
—
В большинстве своем еще нет. Мы разослали клиентам письма об изменениях в
порядке уплаты НДС. Пока они информацию переваривают, звонят, спрашивают. Хотя
работа предстоит большая — у многих фирм есть операции, облагаемые по
ставке как 18%, так и 10% и не облагаемые НДС вообще. А уже через месяц им нужно
будет дополнительно отслеживать, в счет каких долгов — новых или
прошлогодних — поступают суммы, какие долги гасит само предприятие.