Уральские представительства иностранных фармацевтических компаний понесут миллиардные убытки, если Россия разрешит параллельный импорт лекарств. Такой сценарий сейчас рассматривают в правительстве РФ.
Эксперты оценили ущерб, который понесут российские представительства западных фармацевтических компаний, если Россия разрешит параллельный импорт лекарственных средств. Сейчас ввозить брендованный товар в страну может правообладатель или авторизованный поставщик. Параллельный импорт считается нарушением исключительных прав на товарный знак.
В тех странах, где параллельный импорт разрешен, на его долю приходится около 10% официальных продаж лекарственных средств, а когда такой товар допускаются к госзакупкам, цифра может вырасти до 30%. В России, исходя из текущих объемов сбыта, речь может идти о суммах от 50 до 100 млрд руб. в год.
«Возможность параллельного импорта лекарств и медицинских изделий сейчас рассматривается всерьез, – рассказал DK.RU Николай Беспалов, директор по развитию компании RNC Pharma (Москва). – В ЕС это распространенная практика. Крупные фармацевтические компании выпускают препараты с прицелом сразу на несколько рынков. И лекарства могут купить не только их представительства в России, но и обычные европейские дистрибьюторы. Например, для поставки в Беларуссию или Казахстан, хотя в действительности товар попадет на российский рынок. При этом проблемы возникнут именно у российских, в том числе, уральских представительств фармкомпаний, поскольку часть оборота пойдет через альтернативный канал. Им придется резать затраты на персонал, продвижение, рекламу и так далее. А глобальный производитель по большому счету ничего не потеряет».
Впрочем, уточняет г-н Беспалов, все разговоры о параллельном импорте могут оказаться лишь средством психологического давления на иностранные фармкомпании, чтобы те не сильно завышали цены на свои лекарственные препараты. В любом случае параллельный импорт станет возможным не раньше, чем в 2017 г. Если разрешить его сразу, без дополнительных мер безопасности, в страну хлынет и поток фальсифицированных препаратов.