Таких руководителей, как Иван Косьмин, в Екатеринбурге очень мало. Его можно назвать уникальным уральским «варягом», которому судьба дала шанс стать связующим звеном между центром и регионами.
Иван Косьмин, директор уральского филиала страховой компании «РЕСО-Гарантия», коренной москвич, несколько лет работающий в Екатеринбурге:
— Я родился и вырос в Москве. Несколько лет назад моя компания, что называется, «бросила клич» среди сотрудников центрального офиса с вопросом, кто готов поехать «поднимать регионы». Я откликнулся. Так судьба забросила меня в Екатеринбург. Эти места для меня на ту пору были совершенно дикие, незнакомые, ощущение было, что практически на целину отправляюсь. Помню, когда принимали решение о городе, мне московские коллеги говорили: «Ну, там есть хотя бы Ашан и Мега, так что уже жить будет полегче».
Я никогда не думал о том, чтобы открыть свой полноценный бизнес и перестать быть «наемником», поэтому строю именно карьеру управленца. Я адекватно оцениваю свои способности, выше головы не прыгнешь, если душа не лежит к этому, зачем бежать за чужими мечтами.
Собственная компания — это какая-то химера современного делового мира. Уверен, что лучше быть хорошим наемным менеджером, чем горе-предпринимателем.
Самым сильным ощущением в Екатеринбурге в первое время было, конечно, чувство, что здесь все очень медленные. Вроде бы крупный город, мегаполис, но скорость жизни фантастически размеренная. Меня поначалу даже местные коллеги одергивали — мол, погоди, не торопись.
Зато в этом городе можно успеть и поработать, и отдохнуть, что для Москвы огромная проблема. Для моих московских знакомых фраза по телефону «Я сейчас дома» означает, что человек на сегодня все закончил, и никуда его выдернуть уже невозможно, ни по работе, ни отдохнуть. Это приговор. А в Екатеринбурге такая фраза вполне может означать: «Я дома, но сейчас быстренько соберусь и приеду».
Когда прилетел на Урал, я поймал себя на мысли, что если в Москве люди стараются, чтобы продать, то здесь нередко нужно стараться, чтобы купить.
В магазине можно долго ждать, пока на тебя обратят внимание, и продавец часто ведет себя по принципу «лишь бы меня не трогали». Со временем, конечно, ситуация несколько изменилась в лучшую сторону. Возможно, такое мое наблюдение – последствие столичной спешки, но все-таки этот контраст есть.
Кстати, очень показательный момент — за все годы жизни в Екатеринбурге я ни разу не был в метро. Мне все обещают устроить экскурсию, но как-то не получается. Это при том, что в Москве без метро просто никак, там его игнорировать невозможно именно из-за спешки.
Свою уникальность я вижу в том, что сейчас я одновременно и москвич, и уралец. Понимаю и ту сторону, и эту.
В компании, так как она федеральная, подобный навык бывает очень полезен для прояснения каких-то рабочих моментов, чтобы помочь центральному офису и сотрудникам на местах говорить на одном языке. Правда, со временем свою «столичность» я все-таки теряю: когда прилетаю в Москву, обращаю внимание, что окружающие на меня уже смотрят не как на москвича.
В Екатеринбурге (и в других региональных центрах, думаю, тоже) в деловых кругах популярно мнение про сотрудников центральных офисов различных компаний, что они не понимают жизни в регионах, но все равно дают им какие-то установки. В общем, рулят, не видя реального положения. Мол, им там легко командовать, а вы на местах попробуйте делать. Как москвич, который «попробовал на местах» и, как мне кажется, весьма удачно, отвечу.
Да, конечно, бывают и откровенные снобы, бывают разные крайности, но в огромном количестве случаев из Москвы реально виднее.
Оттуда видно более широкую картину, там обладают большим набором инструментов и компетенций. Это как с историей про знаменитое «прочтите инструкцию»: получаешь в руки новый прибор, начинаешь пробовать, не получается, а потом оказывается, что в инструкции уже все написано, надо было только прочитать. Так же и тут: уважаемые региональные руководители, чаще всего надо просто сделать так, как вам говорят москвичи. Поверьте, скорее всего, будет лучше. На их стороне опыт и взгляд с высоты накопленной практики и набитых в разных регионах «шишек».
Разница в Москве и Екатеринбурге выражается не в километрах, а именно во времени. Более высокая скорость развития рынков и всего городского общества в столице дает руководителям в регионах уникальный шанс: можно на примере столицы заглянуть в будущее и научиться чему-то полезному, избежать некоторых ошибок.
Вспоминая про разницу, кстати, не могу не сказать про любимое в Екатеринбурге ощущение, точнее уверенность, что есть некая «особая уральскость».
Мол, мы с Урала, и этим все сказано. Мне кажется, это все надуманная субстанция: кроме разве что говора нет никакого особенного уральского мышления или уральского характера.
Это все выдумки, которые, конечно, приятно греют жителей крупнейшего в регионе города, но не более того.
Правда, это вовсе не значит, что я считаю Екатеринбург «проходным городом» в своей карьере. Меня иногда спрашивают, когда я поеду обратно в Москву. У меня таких планов нет. Здесь еще много интересной работы, и я не ставлю себе задачу жить в столице и сидеть в небоскребе. Я люблю горные лыжи, мне очень нравится здешний воздух, он куда чище московского.
В городской среде здесь часто говорят про минусы индустриального центра, но для меня Екатеринбург — это город, в котором хорошо работается и легко дышится.
Над материалом работал Попов Андрей / DK.RU