«Они не азиаты, японцы — это японцы». Дмитрий Шамов, популярный видеоблогер, ведущий ютуб-канала о жизни в Японии, объясняет, почему мужчины там травоядные, а женщины плотоядные.
Дмитрий Шамов, ведущий ютуб-канала о жизни в Японии, с женой Мики
Японцы внушаемые и верят телевизору
Предположим, японцы собрались в комнате и начали обсуждать пони. Если окажется, что всем очень нравятся пони, то тот, кому пони совершенно не нравятся, обязательно скажет: «Да, пони классные». У японцев очень и даже слишком развито коллективное мышление.
Японцы слишком правильные. Если так их научили в школе и так порекомендовали вести себя на работе, это «так» для них закон. Креативно выйти из какой-то ситуации они не могут. Они кажутся закрытыми, застенчивыми, потому что в целом они меланхоличные. Создается впечатление, что они психологически слабые. Мужчины, если подходить к ним с нашими мерками, точно слабые. Для японских мужчин придумали термин «травоядные японцы»: они не делают первый шаг, обходят сложности. В нашем понимании такой мужчина «не мужик». В противовес им появились «плотоядные японки» – женщины, которые берут инициативу в свои руки.
Японцы очень верят тому, что рассказывает телевизор. Вот в вечернем шоу похвалили какой-то новый продукт, будьте уверены, к концу недели во всех гипермаркетах его разметут. Вообще, подготовьтесь морально к японскому телевизору, это настоящее испытание. Расскажу про одно из самых популярных еженедельных ТВ-шоу «Неизведанный мир Мацуко».
Мацуко – это オカマ, окама, мужчина, который считает себя девушкой, ведет себя и одевается соответственно. Такой толстый харизматичный мужик–трансвестит, японцы в восторге. К нему приходят разные гости и рассказывают все подряд. Например, недавно был человек, который 30 лет питается только фруктами. И Мацуко с ним полчаса обсуждал, как изменилась жизнь этого фруктоеда, как повлияли фрукты на состав его крови, на сон и мировоззрение. Короче, это шоу мне даже нравится. Потому что все остальное – это трэш и ужас. Во-первых, 80% передач японского ТВ – о еде, причем ее не столько готовят, сколько просто едят. Даже программы о путешествиях – это программы о том, как ведущие едят что-то в новых местах. Казалось бы, оставшиеся 20% дают простор креативу. Но нет, все остальное – это шоу, где люди друг над другом издеваются или идут в магазин и, например, покупают шарики с игрушками и смотрят, что за игрушка им досталась.
Плохие новости для гопников
Я думал, что едят здесь только суши и рыбу. Нет, здесь есть все. Но все сбалансированное, это правда. К основному блюду всегда подают суп, мисо чаще всего. И обязательно салат. Еще мне очень нравится то, что при любом заказе воду и даже чай приносят бесплатно. Последний раз в Москве в японском ресторане я попросил воды, чтобы запить таблетку, мне сказали, что воду они принести не могут, зато есть минералка за 160 рублей. В Японии такое невозможно.
Японские рестораны в России вообще мало имеют отношения к японским ресторанам в Японии. Это всего касается: и еды, и дизайна, и, конечно, сервиса. В Японии рестораны японской кухни-ващоку чаще всего предлагают сеты: рис, рыба, суп, овощи, закуски. Уж, конечно, не роллы. В Японии не продаются «Калифорнии» и «Филадельфии», вы найдете лишь пару видов самых простых роллов с тунцом и огурцом. Вот это все византийское богатство: три вида рыбы, обсыпка разноцветной икрой, – российское изобретение. Видео, где моя жена-японка Мики ест суши в русском ресторане, набрало больше двух миллионов просмотров. Она сравнивала японские суши и российские.
Плохие новости для гопников. Да я и сам, признаться, страдаю временами. В Японии нет семечек. В Японии – это еда для хомяков, которую продают в зоомагазинах. Если вас не смущает коробка с хомячком, можете там купить.
Еда в Японии довольно дорогая. Особенно фрукты и овощи. Одно яблоко может стоить 150 иен, около 100 рублей (1 японская йена – 0,7 рубля). Продают фрукты не килограммами, а поштучно. По статистике японская семья из двух человек тратит 30 тысяч иен на еду. Сюда не входит, например, баночка пива или бутылочка вина. Эти вещи в Японии входят в графу «развлечения» – как сладости, популярный в Японии гольф или поход в кино.
Арбуз здесь стоит очень больших денег. Поесть летом арбуза для японцев – это целое событие.
Здесь очень дорогая колбаса. Нарезочка в десять кусочков стоит, как палка колбасы в России. Хотите порадовать японца? Привезите ему палку хорошей колбасы, я серьезно.
Но на еде можно экономить. Практически каждый японский магазин готовит собственные блюда, то, что не раскупают в течение дня, распродают вечером со скидкой от 30% до 50%. Кстати, в Японии невозможно найти просроченную еду в магазине.
Если вы очень близки к корням и не можете протянуть неделю без борща, в Японии вам будет непросто. Борща в Японии нет. Потому что нет свеклы. Ее можно найти либо в виде порошка в маленьких баночках, либо прямо на полях у фермеров. В общем, это тяжелые борщевые пути. Пивные закуски, например, сушеная рыбка или кальмары, здесь не соленые, а сладкие. Лично я не могу это есть. Эх, где ты желтый полосатик…
Мне очень нравится, что в Японии нет чаевых. Оставите их на столе – официант бросится вам вдогонку возвращать деньги. Я резко «за». Мне кажется, что чаевые развращают хозяина заведения, легализуют его желание эксплуатировать персонал за гроши. Японцы молодцы.
Они не азиаты, японцы – это японцы
Первое мое впечатление о японцах – никакие они не азиаты. В том смысле, что они не выглядят, как азиаты, к которым я привык, живя в Москве. Они выглядят скорее как европейцы. Одеты все хорошо и модно, очень сдержанные. И вот эта полушутка, что, мол, все азиаты на одно лицо, тоже здесь не работает. Войдите в вагон метро в Японии и вы не найдете двух даже просто похожих человек.
曖昧, аймай – это японская неопределенность, стиль жизни японцев. Понять их до конца в принципе невозможно, потому что они никогда не скажут напрямую «я не могу» или «я не хочу». У них миллион окольных путей и намеков, чтобы сказать «нет». Неопределенность и желание угодить собеседнику – этому их учат прямо со школы. Кстати, у своей супруги-японки я отбил всякий аймай. Раньше она не могла ответить мне напрямую, теперь обрусела и прямо говорит, когда ей что-то не нравится.
90% японцев вообще не знает ничего о других странах. Совершенно островное мышление: Япония это и есть мир. Вот, они знают, что в Сочи была Олимпиада и что в феврале там было 15-19 градусов тепла. Но они все равно уверены, что я приехал из края лютых холодов и где-то под подушкой я бережно храню свою шапку-ушанку. Ну, и конечно, я из страны криминала, где русская мафия и все мужики качки. Пирожки, Чебурашка и балет – это все, что они знают о России. В информационном плане они полностью находятся под американским влиянием. Один в один их суждения о России воспроизводят сводки американских информагентств.
Сейчас дам вам классный совет: подучите японский. Не смейтесь, я серьезно. Выучите азбуку и две сотни слов. С английским здесь напряженка, в центре Токио еще ничего, а вот окраины и загород – там все плохо. Скажем, меню на английском найдется не везде. Вы же собираетесь есть в Японии? Своим вопросом на английском вы можете настолько засмущать японца, что он от вас просто убежит. При этом в японском много англицизмов. Но если не понимать логики японской фонетики, знакомые слова можно не узнать. Скажем, Лолита – это Рорита, вместо «видео» говорят «бидео», просто потому, что звуков «л» и «в» нет в японском языке. Еще нет стыков согласных, язык слоговой, так что между согласными обязательно добавят гласный. Мое имя по-японски произносится Домитори.
Работать в Японии значит уметь пить
На работе японцы работают. Разговаривают исключительно на «производственные» темы. Для общения с вышестоящими сотрудниками в знак уважения используют особый стиль речи. Но есть корпоративная пятница. В конце недели весь трудовой коллектив обязан идти куда-нибудь пить с начальником. Не пойти нельзя. Не идешь – значит не интересуешься делами фирмы. Недопустимо. Работать в Японии значит уметь пить. Все сделки, переговоры проходят в ресторане под спиртное. При этом пить японцы не умеют, развозит их очень быстро.
Почему в Японии так много отелей «на час»
В России у меня, как у любого нормального человека, был кошак. Ну, как жить без кота? Я узнал в Японии. Здесь крайне мало домашних животных. Во-первых, они стоят бешеных денег, сотни тысяч рублей стоит самый простой котенок. Да, можно взять взрослого зверя в приюте, но практически во всех съемных квартирах запрещено держать живность.
Я переехал из Москвы пять лет назад. Я женат на японке, живу в съемной квартире, впрочем, как и большинство японцев. До 30 лет никто здесь и не думает обзаводиться собственной недвижимостью. На окраине Токио в 15-20 минутах от метро съемная квартира стоит минимум 60 тысяч йен в месяц. Цены сопоставимы с московскими. Но есть одна разница. В России средняя зарплата может и не покрыть аренду жилья. А Япония – это торжество среднего класса, здесь вообще не чувствуется расслоение на бедных и богатых. Среднестатистический человек, работающий в офисе, может смело позволить себе снимать квартиру, хорошо питаться, платить налоги и достойно жить.
Русские – шумные ребята. Но у нас отличные дома с толстыми стенами, может, поэтому мы друг друга не сильно раздражаем. В Японии в домах сверхтонкие стены, думаю, если постараться, можно проткнуть пальцем. Отлично слышно, как соседи принимают душ, храпят или хохочут. Может, поэтому в Японии так много «отелей любви», куда люди приходят с одной только целью.
В помещениях холодно, мне везде всегда холодно. Такое чувство, что все экономят на окнах. Нигде нет двойных окон. В большинстве домов нет центрального отопления. Спасаются кондиционерами и обогревателями.
Еще мне очень не нравятся низкие мойки на японских кухнях. Хотя японцы по росту не сильно от нас отличаются. Есть очень много высоких японцев мужчин, но средний рост японских женщин действительно гораздо меньше роста русских. 155-160 – здесь это нормальный средний рост женщины. Короче, японская мойка как бы намекает, что кухня для женщин. Еще в Японии мужская одежда намного дороже женской.
Если у вас 43-44 размер ноги, то в длину местная обувь вам подойдет, а в ширину нет. Интересно, те же «конверсы», которые для всех шьют в Китае, в России мне подходят, а здесь узки.
Везите с собой лекарства. В Японии без рецепта вам даже анальгин не продадут. При самом незначительном недомогании японец бежит к врачу. Я так не умею, поэтому прошу, чтобы мне присылали лекарства из России. Да, еще лекарства в Японии жутко дорогие.
Пятьсот рублей в день на метро
Я представлял себе Японию гораздо более технологически развитой страной. Не так, что прям по улицам ходят роботы, но что-то вроде того. Да, высотки Токио, наружная реклама создают футуристический эффект. А вот спальные районы выглядят олдскульно, как советские застройки 1960-70-х годов.
Мы привыкли считать, что в Японии жуткая перенаселенность, сверхвысокая плотность населения. Нет, поезда в час пик забиты ничуть не больше московских. Вспоминаю Выхино, где можно пропустить несколько поездов, прежде чем протиснуться, наконец, в вагон. В Японии такого быть не может. На улицах Японии вообще очень мало людей. В Токио есть главный центр анимэ-культуры – Акихабара, это место тусовок. Но вот отходишь от этого места на 200 метров и в ближайшие 10 минут можешь никого не встретить. А за городом все, как в России: поля-поля и редкая одинокая избушка.
Зато на каждом углу в Японии автоматы с напитками. Зимой автомат нагревает напитки, а летом охлаждает. Иногда там может быть и еда в баночке, какая-нибудь лапша. Средний напиток стоит 100-120 йен (70-80 рублей). В забегаловках, ресторанчиках не нужно расплачиваться с работником ресторана. Потому что при входе стоит специальный автомат, с помощью которого выбираешь и оплачиваешь меню. А потом тебе этот заказ приносят. Очень удобно, и люди быстро сменяются. В метро тоже практически нет кассиров. Везде карточки, все транзакции моментальные. Сбоев не бывает.
Туалеты в Японии есть везде. Они космические – и помоют тебя, и духами сбрызнут, и анализы проведут, если нужно. Все бесплатно. Совершенно праздничное место. Они в Японии везде – на детских площадках, в метро, на улицах.
Общественный транспорт в Японии тоже безупречный. Но транспорт же и самый неприятный сюрприз Японии. Он здесь очень дорогой. Большая часть всех станций в Японии – в частных руках. Стоимость проезда зависит от линии. Если линия менее популярная, малоиспользуемая, билеты там будут дороже. Проехать одну только станцию стоит минимум рублей сто. В среднем проехать от дома до работы на метро и обратно – около 500 рублей. Здесь это нормальные траты на транспорт.
Пробок на дорогах Японии практически нет, я стоял в них пару раз за четыре года. Очень мало аварий. У отца моей супруги водительский стаж 32 года, и ни одной аварии. Это совершенно нормальная для Японии история.
Самое безопасное место в мире
Говорят, что в Японии ребенок до 5 лет – это такой домашний бог, который делает все, что захочет. Не сказал бы. Если японский ребенок неважно себя ведет, замечание ему сделают не только родители, но и прохожие. Может, есть какая-то сверхопека. Молодые японцы часто инфантильны и не очень самостоятельны. С другой стороны, 6-7-летний ребенок сам спокойно передвигается на метро. Ну, это просто потому, что Япония – самая безопасная страна в мире. Это чувствуется. Маленький ребенок может поздним вечером спокойно идти по улице один. По статистике, в 2015 году в 127-миллионной стране произошло 980 убийств. Менталитет у японцев антикриминальный, они избегают конфликтов, они никогда не возьмут чужого. Кошелек, забытый на столике кафе, будет ждать вас ровно столько, сколько нужно.
На улицах Токио очень чисто и уютно. Японцы самоотверженно сортируют мусор, борются за вторичную переработку. И все это работает. Казалось бы, Токио – мегаполис, но нет здесь ощущения спешки. Здесь, действительно, много деловых людей, здесь, правда, много работают. Но ощущения муравейника нет, по миру как будто разлит дзэн.
Источник: интернет-журнал «Нация». Над материалом работала Екатерина Максимова. Иллюстрации предоставлены Дмитрием Шамовым