Часто дауншифтерами себя называют люди, которым просто лень что-то делать и двигаться вперед. Зачем напрягаться, если можно просто лечь под одеяло и обозвать свой образ жизни модным словом.
Журналист Ринат Билалов на страницах InKazan высказал свое мнение о том, каждый ли, сменивший мегаполис на деревню, может называться дауншифтером.
— «Я теперь дауншифтер!» — сообщил мне на днях один мой старый знакомый. В недалеком прошлом он делал вполне успешную карьеру в госорганах, а потом в одной крупной компании российского масштаба. Звезд с неба, может, и не хватал, но был крепким середнячком с неплохими перспективами. Сейчас уже год не работает, живет с женой и двумя детьми-школьниками практически в нужде. Сдает скромную недвижимость, оставшуюся от родителей, проедает остатки сбережений. На все предложения о трудоустройстве отвечает отказом. Ему невозможно отправить фото по WhatsApp, так как у него какая-то очень старая кнопочная «Нокиа». Электронной почты у него тоже нет.
Еще один знакомый исчез, забросив свой небольшой, но стабильный бизнес, который холил и лелеял чуть ли не двадцать лет. Внезапно объявился некоторое время назад в одной бедной стране, правда, с морем, теплым климатом. Читает там книжки, изредка выходит в соцсети. Ничем особо полезным и интересным не занят.
Третий знакомый в результате реформ потерял свой начальственный пост, к которому прилагалась секретарша и персональный автомобиль. Искать альтернативные варианты не стал, устроился на полставки в одну госорганизацию. Большую часть своего времени проводит за изучением религиозных книг. На вопрос, доволен ли он своей жизнью, после некоторой паузы отвечает, что его все устраивает.
Всем этим людям между 40 и 50, то есть они мужики в самом расцвете сил. Не больные. Ни о какой пенсии еще речи быть не может. До нее им работать еще как минимум лет 15, и даже больше, поскольку пенсионный возраст в России к тому времени наверняка будут сдвигать, возможно, не раз.
Спрашиваю их: а что дальше-то? Ответы расплывчаты, в духе «мне и так сойдет, зато не напрягаюсь».
На самом деле, подозреваю, что тут не дауншифтинг, а нечто иное. Некая форма обломовщины. Дауншифтер — это когда состоятельный человек вдруг (хотя это только для окружающих — вдруг) решил, например, стать инструктором по дайвингу. Или если человек был чиновником и вдруг подался в фермеры, о чем давно мечтал. Или я знал человека, который был главным редактором успешной газеты и вдруг сделался священником в небольшом храме.
В этих случаях дауншифтинг — это освобождение от привычного, но надоевшего образа жизни в пользу нового дела, некий сброс оборотов, который человек совершает ради того, чтобы вернуть себе самого себя. Но не тупик, когда люди устали и не знают, чем дальше заняться.
Интересно, если бы не получил такого широкого распространения термин «дауншифтер», то как бы они себя называли?
Но бывают и другие дауншифтеры. Один довольно состоятельный человек, которому уже хорошо за 70, ушел было на пенсию. В принципе, у него давно уже есть все, и даже больше. Отдохнув пару лет, он неожиданно открыл свою компанию с нуля, начал мотаться по командировкам, продвигать сложное технологическое оборудование. На мой вопрос, зачем ему все это нужно, он ответил, что это его способ продлить жизнь. «Ну, буду сидеть у себя на даче, никому не нужный, и долго не протяну», — объяснил он. Такой у него допинг, и он дает ему драйв.
Можно, конечно, списывать все на какие-то внешние обстоятельства, но истинные причины всегда внутри человека. И уж если его охватило безразличие и потеря интереса к жизни, то тут не виноват ни общественный строй, ни кризис в экономике, ни окружение, ни даже жена. Выход один — искать свой драйв. Хотя притворяться дауншифтером, конечно, намного легче.