Уральские предприниматели прогнозируют конфликты между Екатеринбургом и городами спутниками в рамках будущей агломерации. Чтобы никто не остался в обиде, нужна общая стратегия, которой пока нет.
Уральские бизнесмены, чиновники, архитекторы, философы и общественные деятели сошлись за круглым столом, организованным АСИ и региональным отделением «Деловой России», чтобы решить, как планировать городскую среду в рамках Екатеринбурга и городов-спутников. Речь шла о полицентричной агломерации, свободной от административного и политического давления мегаполиса, при условии, что каждый муниципалитет развивается в соответствии с собственной стратегией. Участники дискуссии сошлись во мнении, что екатеринбургская агломерация де-факто сложилась и будет развиваться. Теперь нужен внятный стратегический план, учитывающий интересы каждого муниципального образования.
Татьяна Быстрова, профессор кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга УрФУ
«Для меня Большой Екатеринбург и полицентрическая агломерация – две большие разницы, потому что Большой Екатеринбург – это нечто целое, переход мегаполиса на качественно новый уровень, предполагающий новое самосознание авторов городского пространства. А когда я говорю «агломерация», то подразумеваю механическую совокупность отдельных единиц, из которых ни при каких обстоятельствах не родится живое целое. Рассуждать о полицентричности мы можем, когда имеем в виду социокультурное пространство города. Термин «агломерация» лежит в плоскости административной или – чисто политической. А нам нужно думать о градостроительстве, его специфических особенностях и задачах. Думаю, надо радикально менять сам характер концептуального мышления. Город – всегда нечто целое».
Владимир Вениаминов, главный архитектор Свердловской области
«Я призываю отказаться от названия Большой Екатеринбург. В схеме территориального планирования Свердловской области закреплен термин Екатеринбургская многофункциональная зона. Других вариантов нет. Все остальное выходит за правовое поле. Собственно, все это было прописано в документах и 30, и 20 лет назад. Первый пояс агломерации: Верхняя Пышма, Березовский, Среднеуральск, Арамиль. Второй пояс: Ревда, Первоуральск, Белоярский и Сысертский районы. Третий пояс – дальняя перспектива, о которой сегодня нет смысла говорить. Другое дело, что развитие городов не прекращалось, и сейчас второй пояс становится первым. Главная нерешенная проблема – принять стратегию развития региона, отражающую концепцию именно многополярной и многофункциональной екатеринбургской зоны».
Алексей Куковякин, директор архитектурной фирмы «Алкута»
«В агломерации представляет интерес система взаимодействия центра и биполярного образования. Вопросы обычно возникают на стыке территорий. Один из них связан с выносом промышленных предприятий – где им быть в пространстве между городами? И есть тенденция развития рекреационных зон, таких как национальные парки. Города становятся агрессивными. Они расширяются по стандартному пути – наезжают на лесные зоны, парки и поглощают их. Мы видим это на примере Москвы. Поодиночке муниципалитетам со всем этим не справиться, если не будет центрального аппарата, который создаст общую идеологию».
Сергей Воробьев, гендиректор холдинга «Форум-групп»
«Мы говорим о многополярности. Каждый из городов-спутников должен развиваться в соответствии со своей стратегией и местоположением в регионе. Агломерация – это союз, увязывающий их планы. Екатеринбург – планета, притягивающая сателлиты. Но для того, чтобы развивались еще какие-то полюса, между городами агломерации должна быть конкуренция. Важно качество жизни, инфраструктура, рабочие места. Многополярность как раз и подразумевает диверсификацию, собственное лицо каждого муниципального образования».
Артур Зиганшин, коммерческий директор ГК Euro Mobili
«Для меня важно, чтобы моим детям было комфортно жить в Екатеринбурге через 10-15 лет. Сейчас на окраинах Екатеринбурга и городов-спутников — так называемые гетто. Выбираясь на дачу, за город, вам приходится проезжать эти страшные районы и портить себе настроение. Думаю, агломерация должна сочетать несколько центров — и центр Екатеринбурга, и гармонично развитые центры прилегающих территорий».
Дмитрий Реутт, директор проектного бюро R1
«У меня мысли связанные с Большим Екатеринбургом, начинаются со слова диверсификация. У городов-спутников – Арамиля, Пышмы, Среднеуральска – есть свое лицо, своя история и своя культура. Большой Екатеринбург не должен их нивелировать и унифицировать. Необходима синергия во всех сферах жизни, прежде всего, в инфраструктуре. Если в Верхней Пышме много спортивных комплексов, то Среднеуральску проще наладить транспортное сообщение с соседним городом, чем строить то же самое у себя. Все должно быть определено, продумано и решено».