Новым руководителем «АвтоВАЗа» может стать президент и гендиректор румынской «дочки» Renault — Dacia, француз Николя Мор. Этот вопрос должен решить сегодня совет директоров автоконцерна.
Кандидатуру Николя Мора выдвинул альянс Renault-Nissan, который контролирует «АвтоВАЗ» через совместное предприятие с «Ростехом». Известно, что нынешний глава автозавода Бу Андерссон уже написал заявление об увольнении. Об этом сообщают «Ведомости». Информация о том, что должность главы «АвтоВАЗа» может занять ставленник Renault-Nissan, впервые появилась в СМИ в начале марта.
Источник издания сообщил, что 55-летний Мор — опытный производственник, он занимался в Румынии всем: от закупки комплектующих и социальных вопросов до продаж и инженерных разработок.
Человек уважаемый, но потянет ли Россию - вопрос
«О его эффективности можно судить по тому, как быстро завод в Румынии развивается, в том числе на экспортных рынках: около 90 процентов румынских машин продается за рубежом. По данным страницы Мора в сети LinkedIn, общий оборот автоконцерна в этой стране составляет 5,1 миллиарда евро в год, в то время как выручка «АвтоВАЗа» по МСФО в 2015 году составила 176,5 миллиарда рублей (2,26 миллиарда евро по курсу ЦБ)», - рассказал эксперт.
Человек, близкий к «АвтоВАЗу», рассказал, что Мор – уважаемый человек, «но потянет ли он российскую специфику — вопрос». По его словам, в России слишком много дополнительных факторов, которые западный бизнесмен в расчет обычно не берет: это и социальные вопросы, и пожелания правительства больше взаимодействовать с местными поставщиками.
Накануне, 14 марта, сообщалось, что Мор пока не прибыл в Россию, и сейчас находится на своем рабочем месте в Румынии.
Почему увольняют Бу Андерссона
«Фактически причина отстранения от должности Андерссона – его неэффективность как менеджера, который привык работать в своей системе координат без оглядки на те цели, которые поставлены «АвтоВАЗу» российской стороной в лице «Ростеха», – сообщил представитель госкорпорации. – Решение принято акционерами Renault Nissan и «Ростеха» в первую очередь по экономическим причинам. 75 млрд руб. убытков «АвтоВАЗа» были сгенерированы во время руководства Андерссона. Значительная доля этих убытков вызвана закупками комплектующих у иностранных производителей за валюту, что при девальвации рубля привело к значительному удорожанию автомобилей, в основном моделей Vesta и Xray. При этом было значительно сокращено количество российских поставщиков. Одной из задач, которые ставились перед Андерссоном акционерами в лице «Ростеха», было выстраивание системных отношений с поставщиками на территории РФ, их развитие и выведение на уровень европейских. Данная задача не была выполнена».
Андерссон пришел на «АвтоВАЗ» как воин-революционер, как знаменем размахивая лозунгом борьбы с коррупцией, вспоминает один из бывших сотрудников завода.
«Он буквально говорил: у вас тут проклятое место, все нужно делать по-другому. Это сочеталось с его желанием быть настоящим «господином президентом», созидателем, создавшим новый «АвтоВАЗ» с нуля», – продолжает источник.
Андерссона серьезно обижали звучавшие в прессе заявления руководителей «Ростеха» о том, что он только продолжил разработку новых моделей, соглашается другой сотрудник завода:
«На собрании 500 ведущих управленцев «АвтоВАЗа» он так и сказал: «Если кто-то заявит, что я лишь приклеил этикетку к Lada Vesta, я будут возражать».
В стремлении совершить революцию Андерссон почти сразу, еще в 2014 г., сделал две главные стратегические ошибки: решил перенести сборку Lada Vesta в Ижевск, что привело к отказу от производства Xray на оригинальной вазовской C-платформе, как предполагалось ранее, считает бывший менеджер предприятия. Плюс решил форсировать выпуск этих моделей, представив их почти синхронно. Это убило экономику проектов, и все остальные проблемы нарастали как снежный ком. Российские поставщики оказались не способны в необходимый срок поставить предприятию достаточный объем комплектующих для новинок нужного качества и ВАЗу пришлось активно привлекать иностранных поставщиков и искать большей синергии с Renault Nissan, а российские предприятия из-за снижения объема заказов останавливали производство. «АвтоВАЗу» пришлось законсервировать уже закупленную окрасочную линию для производства Vesta в Тольятти и вместо этого вложить миллиарды в модернизацию «Ижавто».
Бу Андерссон возглавил «АвтоВАЗ» в 2014 году, до этого в течение четырех лет был президентом «Группы ГАЗ». 7 марта российское представительство Renault официально подтвердило грядущую отставку нынешнего президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона. Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов вменил ему в вину чрезмерное увлечение закупками иностранных комплектующих для отечественных машин, что привело к рекордному убытку в 74 миллиарда рублей.
«АвтоВАЗ» сегодня
Акционеры (на 31 декабря 2015 г., доля в уставном капитале): Alliance Rostec Auto B.V. (74,51%, из которых 50% минус 1 акция – у Renault S.A.S., 32,87% – у госкорпорации «Ростех», 17,13% – у Nissan International Holding B.V.). капитализация – 18,5 млрд руб. финансовые показатели (МСФО, 2015 г.): выручка – 176,5 млрд руб., чистый убыток – 73,9 млрд руб. продажи (2015 г., данные AEB) – 269 096 автомобилей Lada.
Производит автомобили Lada, занимается контрактной сборкой автомобилей Renault, Nissan и Datsun.