«На самом деле, если человек готов прикладывать усилия и тратить время, его можно научить техническим штукам любой сложности. Все дело в методологии и понятном контенте». МНЕНИЕ.
Люди нередко начинают учиться новому, но когда сталкиваются с чем-то сложным и непонятным, чувствуют себя глупыми и часто бросают. Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикум», считает, что это вина не того, кто учится, а того, кто организовал и продумал обучение. О том, какие образовательные методологии на самом деле работают, он рассказал в колонке на Rusbase. DK.RU выбрал главное из материала.
— На самом деле, если человек готов прикладывать усилия и тратить время, его можно научить программированию и другим техническим штукам любой сложности. Все дело в методологии и понятном контенте.
Преодолеть барьер «мне непонятно»
В школах и институтах обычно отталкиваются от времени изучения материала. На каждую тему выделяют определенное количество часов. Из-за этого сложность заданий нарастает внезапно: студент только что решал «1+1», как вдруг ему нужно посчитать интеграл. Он в замешательстве, пытается разобраться, но на него наваливается новая порция задач. И так бесконечно.
Накапливающаяся сложность знаний — это еще полбеды. Студент бы решил интеграл, если бы мог с ним разобраться. Но вместо понятного объяснения в учебнике, он тонет в заковыристых терминах.
На самом деле, обучение каким угодно сложном вещам можно сделать таким же понятным, как если бы рядом всегда был сообразительный однокурсник, который все объясняет на жизненных примерах. Эффективное обучение складывается из:
- правильной методологии и нацеленности на практику;
- понятного объяснения теории;
- оценки контента.
Методология: от простого к сложному
Любое знание — большой пласт информации, часто сложной и понятной только специалистам. Если обычный человек пытается разобраться в незнакомой области, обычно он погрязает в сложной теории и сдается.
Читайте также: «Так из кризиса не выходят, нищета не может стать драйвером роста»
Чтобы объяснить сложное знание человеку с любым складом ума и профессией, нужна правильная методология. Методология делит большой пласт знаний на понятные и последовательные отрезки: сначала узнаем, что такое чертежи и учимся их читать, потом — разбираемся в правильной укладке фундамента.
Методология помогает привязать знания к конкретным навыкам, которые требуются человеку в работе или деятельности. Для этого до начала составления курса нужно исследовать требования рынка по профессии: изучить вакансии, требования работодателей, рассказы людей о трудностях и успехах на работе.
В зависимости от требований в методологи закладываются нужные темы и последовательность их изучения.
Редактура смыслов
Контент — это все, с чем сталкивается студент во время обучения: описание теории, учебники, методические материалы, памятки. Весь контент, который получает студент, должен быть понятным: однозначно передавать суть и помогать запоминать информацию.
Любой сложный контент, непонятные задания приводят студента к разочарованию в себе. Он ощущает себя глупым, неспособным. Поэтому в контенте нужно избавляться от разговора технаря с технарем и переходить к разговору человека с человеком. Этим и занимается редактура смыслов.
Редактор в этом смысле похож на врача. Он сам студент и сам учится той области, в которой создает контент.
Оценка контента
Даже если мы построили методологию и систему создания контента, нет гарантии, что все заработает правильно, и студенты внезапно не столкнутся с неразрешимыми задачами. Поэтому нужна проверка контента.
Провести базовую оценку контента можно такими показателями:
Среднее время взаимодействие с контентом. Как долго человек читает статью, проходит научный квест или игру, решает тест;
Процент дочитываний. Сколько человек из тех, кто открыл статью, тест или видео, дошли до конца.